Главная                Тофалария                Тофы о Родине                Про связь                Фотоцентр                Контакт                           Гостевая книга
     Современная Тофалария живёт трудно. Прежде всего, экономичес- ки. Но важно и то, что и материальная культура этого народа  - старинная одежда, украшения, утварь для самого тофа безвозврат- но утрачена.
     Основная её часть собрана и увезена в музей этнографии и антро- пологии им. М.Маклая в Петербурге, где сформирована отдельная коллекция и создан целый раздел по Тофаларии, в Иркутском краеведческом музее и краеведческом музее г. Нижнеудинска.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
[ Источник:  Ленкова Н.И. - Костюм народов Прибайкалья, Иркутск 2001 г.]
     Одежда, украшения, обувь тофов были крайне примитивными, но удобными в использовании. Лучшие женские одежды шились из китайского шелка. В Алыгджере Петр Николаевич Киштеев рассказывал: " Наша семья была богатая, стояла на втором месте по количеству оленей - более 400-500 голов. Мать шила одежду из шкур, но в торжественные или праздничные дни одевались хорошо: в шелковые китайские платья". Конечно, не каждая семья имела такой праздничный наряд. В основном была одежда - кожаны из шкур, в которых ходили зимой и летом. Спали в тех же кожанах. Кожантон (тоф.) - зимний халат из выделанной шкуры оленей, кабарги с мехом внутрь или без меха, в зависимости от времени года. Сшивались кожаны жилой дикого зверя. Для рукоделия также широко использовался подшейный волос оленя. Несколько волосков, собранных в жгут, прокладывали по основе и прихватывали потайным швом к верху. А для изготовления ниток, веревок использовался конский волос. Он брался только из гривы.
 
     Женские и мужские предметы одежды отличались друг от друга, хотя застёжка везде шилась на одну сторону. Мужские кожаны украшались черными тряпочками-лентами, а женские - цветными (в два- три цвета) тканями или лентами, которые привозились из Тувинии или Бурятии. Чаще это был геометрический орнамент по груди от плеча до пояса и далее прямые линии по подолу одежды. Кожаны подвязывались трехметровыми красными или другого цвета поясами. Платья шились по такому же принципу, но позднее использовались и шелковые ткани. Подобное платье было у Елены Михайловны Кангараевой 1902 г.р. Фотография была сделана в 1962 г., поэтому трудно сказать о происхождении ткани, использованной для шитья платья. Но наличие в орнаменте свастики, по предположению Е.А. Болдырева-Казарина, является влиянием алтайцев, кочевников Барабинских степеней, частью саратов, таджиков. Эти орнаментальные мотивы встречались довольно часто в Восточной Сибири в русском орнаменте. 
 
     Позднее тофаларские женщины стали носить более  удобную одежду, чем кожаны - платья из материала. Обычно это прямое платье на кокетке или с отрезной талией. Праздничное платье могло быть с файбарой на кокетке или цветной лентой. Существовали некоторые различия в женском платье. Шелковые, простые платья для молодых женщин и для девушек шили узкими и длинными, а для женщин более солидного возраста - шире и короче. Покрой этой одежды очень прост: в виде рубахи на кокетке со складками от кокетки и по шву рукава. Рукав заужен или рубашечный. Простые платья шили из привезённых от русских бязи, ситца или кумача.
 
     В качестве украшения на платье могла быть обшивка красной лентой по воротнику или мехом белки по обшлагу рукава.
 
     Тофаларские мальчишки, как и взрослые мужчины, носили игровые куртки из замши, праздничные из покупного сукна. Так же, как и платья, рубашки украшали тряпочками-лентами, геометрическим орнаментом. Крой похож на русскую косоворотку.
 
     Кроме этой одежды, девочки и женщины носили юбки со складками длиною до щиколотки, сверху надевали тонкий халатик с поясом. Халат мог быть короче платья или юбки.
 
     Пояс, как для женщин, так и для мужчин, мог быть из шелка или атласа. По-видимому, он имел большое значение в одежде тофов. Чтобы иметь пояс, тоф мог уйти далеко или даже в Монголию. Преобладали цвета красный, синий, зеленый, но не белый. Лишь на охоту надевался кожаный пояс. Летом поясом подвязывались концами с одной стороны, а зимой концами с двух сторон.
 
     Основной головной убор у женщин - это повязанный вокруг головы платок концами с затылка по лбу без узла. В праздничные дни на голову надевали нарядные цветные платки  с кистями, завезённые от русских. Или надет тонкий платок, а поверх него другой, с широким узором или чисто красный с кистями. Этот второй платок одним концом накидывался через плечо, другим - под мышкой, и завязывался на груди ближе к талии. Кроме красивых платков голова тофаларки украшалась лентами из черных ниток-мулине, вплетенными в косы монетками.
 
     Практически украшения женщины и девушки ничем не различались, их количество зависело от достатка семейства. Но наиболее зажиточные женщины расшивали свою одежду и головные уборы бисером, купленным у бурят, русских, тувинцев, и оторачивали рукава платьев, кожаны, шапочки, жилеты мехом соболя. Для такой тонкой работы, как вышивка (хотя и довольно примитивная),  нужно было умение. Поэтому зажиточная тофаларка, имеющая бисер, могла заказать себе костюм мастерицам, которые зарабатывали, таким образом, себе средства. Эти же мастерицы шили костюмы шаману. Костюм для шамана особый, он должен был выглядеть устрашающе, со всевозможными подвесками, побрякушками, кистями, полосками с имитацией скелета человека, чтобы внушать людям по отношению к шаману уважение и страх. Или вот тоже костюм шамана, который выполнен современным шаманом Степаном Николаевичем Арактаевым, жившим в с. Алыгджер  (умер в 1999 г.). Он сшит из ситцевых тканей разного цвета с преобладанием красного.
 
     Женщины любого народа всегда очень любили себя украшать. Мужчины старались тофаларкам (так женщины называют себя сами) угодить, покупая им бусы, браслеты медные и серебряные. На старых фотографиях и по рассказам старожилов, женские руки обязательно украшались кольцами и перстнями. Кроме меди и серебра, в Тофаларии (по рассказам) было  и золото. Даже дети играли слитками - алтан-золото. О ценности его тофы знали или догадывались, но обработать его не могли. Даже самых примитивных украшений из золота местные жители припомнить не могли. Обработкой золота занимались буряты и монголы и продавали тофам за пушнину.
 
     Возвращаясь к тофаларской одежде, надо сказать, что женщины этой страны прекрасно умели выделывать шкуры животных, тонировать их, продымляя над кострами и придавая тем красивый оттенок и прочность. Шкуры использовались очень рационально. Например, центральная часть шкуры оленя шла на изготовление верхней одежды, шкура же, снятая с ног оленя, употреблялась на пошив обуви, камусов. Обувь тофалары шили мехом внутрь (унты) с загибом на верхней части, и перевязывали их веревочкой из замши.
 
     Кроме того, из кожи шили различные сумки, шкатулки, поясные кошельки для охотников и украшали всё это удивительным камнем - кастарминским. Этот камень считался священным и служил амулетом. Это, пожалуй, единственный камень загадочного происхождения, который использовался в качестве украшения, несёт национальный характер.
 
 
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                            
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru