Главная                Тофалария                Тофы о Родине                Про связь                Фотоцентр                Контакт                           Гостевая книга
    Наши древние предки всячески пытались доступными средствами оставить память о себе будущим поколениям. Многое из того, что мы наблюдаем в настоящее время, когда то несло осмысленную информацию для современников и непонятную, загадочную для нас сейчас.
Писаницы являются одним из проявлений культуры людей некогда проживавших на территории Тофаларии.
 
 
 
ВЕЧНЫЕ  ТАЙНЫ  ТОФАЛАРИИ                                                                                                Автор: Михаил Иванович Пугачёв
 
...1 ...2 ...3
     Моё детство прошло в Тофаларии. Наша семья жила с тофами в одном посёлке. С детства знакомился с их легендами, сказками, с годами стал интересоваться их загадочной историей. А потом  неожиданно для себя увлекся археологией. Нет, не самой наукой, она требует от человека всей его жизни, и знаю её поверхностно, дилетантски, а поисками археологических объектов: стоянок древнего человека, обитаемых в далёком прошлом пещер, наскальных рисунков - петроглифов и писаниц. С первых лет моей работы в школе я постоянно ходил с ребятами в краеведческие походы, где приучал детей видеть новое и волнующее там, где, кажется, на первый взгляд нет ничего особенного и интересного.
      Учился сам и учил детей видеть красоту природы, её краски, запахи. По - новому осмысленные явления природы для нас были маленькими, но открытиями. Но однажды мы сделали настоящее научное открытие, которому мы вначале не придали особого значения.
 
     Случилось это в конце марта 1963 года. Наш небольшой отряд учеников Порогской средней школы возвращался из краеведческого похода. Шли по льду, вниз по реке, выбирая путь ближе к берегу, так как на середине реки кое-где появились весенние проталины.
     Недалеко от урочища Ярмы, по правому берегу Уды, началась живописная невысокая гряда скального берега, обрывающаяся прямо в реку.
     Когда мы приблизились к скалам, случилось непредвиденное и удивительное. До этого времени весь день был пасмурным и серым. Низкие плотные облака не давали пробиться солнцу, и было однообразно и уныло. А тут вдруг выглянуло солнце и осветило сверкающие белые торосы льда у подножия скал, живописные заросли багульника и леса наверху и отвесную зеленовато-коричневую плоскость скалы, на которой мы как-то все сразу увидели отчетливые контурные рисунки лосей и кабана.  Это было так впечатляюще и неожиданно, что после первого непроизвольного возгласа одного из ребят, все враз возбужденно громко заговорили. Сбросили свои рюкзаки, начали бегать вдоль скал в поисках новых рисунков. Ниже по течению реки слева от только что увиденной композиции, ребята рассмотрели в некоторых местах отдельные изображения бегущего лося и фигуру оленя, похожего на косулю. А выше по течению увидели ещё одну группу из нескольких фигур, среди которых в центре отчетливо просматривалось  самое большое изображение лосихи, массивное, но и в то же время удивительно грациозное.
 
     Линии рисунков были выбиты на скале в виде желобов разной ширины от одного до двух сантиметров и на глубину до полутора миллиметров. И только  при повторных посещениях, спустя много лет, пришла догадка, которая потом подтвердилась: желобки были вначале углублены, выбиты каменным отбойником по предварительно очерченным углем, а может быть острым краем камня, контурам изображений, а потом углубления тщательно прошлифованы. Прошлифовка ощущается на ощупь: внутри желобков поверхность мягкая, в отличие от шероховатой поверхности скалы. Как я узнал позже, такие рисунки, выбитые на поверхности скалы или камней, называются петроглифы.
 
     Открытие рисунков Ярмы тогда было большой удачей благодаря стечению ряда обстоятельств. Главным в этом было солнце, которое появилось как раз кстати. Оно вмиг изменило всю картину. Лучи солнца наклонно на скалу и в углублении линии образовалась тень, она и обрисовала чётко контуры всех изображений.
     О нашей находке в этом же году я сообщил научным сотрудникам Иркутского краеведческого музея. На следующий год разговаривал с археологами Иркутского госуниверситета, предлагал свою помощь в организации и проведении экспедиции в районе Ярмы. Этого они сделать не могли, так как все археологи работали в зоне затопления Братского водохранилища. Экспедицию отложили до более благоприятного времени. В феврале 1974 года в село Худоелань, где я работал учителем, совсем неожиданно приехал известный учёный - археолог А.П. Окладников. В беседе он объяснил причину своего визита ко мне. В начале 1973 года он прочитал мою статью о Ярминских рисунках, написанную мною ещё в шестидесятых годах. Газету с этой статьей ему передал В.И. Рассадин - учёный филолог, изучающий тофский язык. Беседа наша продолжалась долго. Я сообщил ему все сведения о петроглифах, и, ссылаясь на бурятские легенды, высказал предположение о возможности существования стоянки в устье реки Мускута, левого притока реки Уды. Рассказал о самых примечательных своих походах в Тофаларию, о своих наблюдениях и находках.
     Эта встреча была для меня особенно памятной. Как много я узнал нового об археологии, о наскальной живописи! А.П. Окладников рассказал о технике исполнения петроглифов древними художниками - охотниками,  и объяснил, какой смысл, какой мир идей и символов вкладывал древний художник в свои рисунки. Но, самое главное: встреча заставила меня по новому осмыслить значение моей поисковой устремленности, моей деятельности, на первый взгляд никому не нужной; она вдохнула новые силы  и интерес к окружающему миру, который уже стал постепенно затухать.
 
     За два года наш краеведческий кружок совместно с краеведами Усть-Удинской школы совершил три многодневных похода в летние каникулы. Копировали всю картинную галерею.
     Некоторые рисунки нашли ощупью. Ведёшь по шероховатой поверхности скалы кончиками пальцев и вдруг ощущаешь под одним из них мягкость, гладкость. Продолжаешь медленно передвигать пальцами по обнаруженному желобку и неожиданно для себя видишь весь рисунок зверя. Это как чудо. Словно соприкосновение с отголосками древнего мира обостряет все человеческие возможности ощущения,
Уже в марте 1974 года в газете "Советская культура" была опубликована статья А.П. Окладникова о Ярминских петроглифах "По следу бегущего оленя" с этой статьей ознакомились и кружковцы. Кроме того, ребята читали его же книгу  "Шишкинские писанцы". Так что они были знакомы с темой исследования, а поиски наши стали осмысленными и целенаправленными. Такая осведомленность позволила нам обнаружить рисунки на больших глыбах, лежащих у подножия Ярминской росписи. Немало километров прошли мы по речным берегам.   
 
     Осматривали очень внимательно скальные выходы у русла рек и скалы, примыкающие к речным долинам, но рисунков больше не нашли. Видимо, в те давние времена человек с особой тщательностью избирал места для своих картинных галерей. Место должно отличаться красотой и торжественностью, чтобы чувствовалась духовная значимость совершаемых здесь обрядовых актов. С древних времён и до наших дней места скопления рисунков считались святынями, святилищами. Это доказывают и этнографические материалы прошлых лет, и мифы аборигенов, и особое благоговение, бережное отношение аборигенного населения к рисункам.
     Местность в районе Ярминских петроглифов очень красива. Уда здесь стиснута с обоих берегов отвесными скалами. Левый берег - от прибрежных скал - склон горы. Правый - над скалами древняя речная терраса - возможное место стоянок. Терраса до подошвы горного склона шириной около полукилометра. Здесь это считается широкой долиной.
     Перед скалами с рисунками на реке небольшой порог - перекат с крупными камнями. У самых писаных скал затишье, после которого начинается следующий порог, за ним - посреди реки - остров. Вокруг него несколько глубоких ям, в которых всегда держится много рыбы.
 
     Здешние рыбаки называют это место - "котлы", и всегда тут останавливаются. Видимо, это преимущество для древних аборигенов стало одним из условий выбора места святилища. У наскальных рисунков русло реки пересекают очень прочные горные породы - траппы. И за тысячелетия река так и не углубила дно. Все осталось почти по - прежнему с того времени, когда древний художник выбил рисунки на скалах, обрывающих в воду. Во время ледоходов крупные льдины разрушали иногда скалы и целые глыбы с рисунками падали рядом, иной раз лицевой стороной вниз. Во время повторных походов мы нашли рисунки на упавших камнях, но все камни осмотреть не смогли. Слишком они тяжёлые и нашими силами их не перевернуть. Во время паводков рисунки заливает. В этом есть свой плюс, так как со скалы смываются любые лишайники - энергичные разрушители скальных поверхностей.
     Прошли многие века, но время всё же сохранило для нас эту весточку, это таинственное послание древних нашему поколению. Сталкиваясь с любыми древними наскальными изображениями, невольно задумываешься об их назначении. Зачем древнему человеку нужно было выдалбливать, шлифовать, выбивать на твердой скале или камне рисунки, целые картины, иной раз вполне законченной композиции?
 
ЛИСТАЕМ ДАЛЬШЕ...
Всё только начинается
 
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                           
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru