Наши древние предки всячески пытались доступными средствами оставить память о себе будущим поколениям. Многое из того, что мы наблюдаем в настоящее время, когда то несло осмысленную информацию для современников и непонятную, загадочную для нас сейчас.
Писаницы являются одним из проявлений культуры людей некогда проживавших на территории Тофаларии.
ВЕЧНЫЕ ТАЙНЫ ТОФАЛАРИИ Автор: Михаил Иванович Пугачёв
Моё детство прошло в Тофаларии. Наша семья жила с тофами в одном посёлке. С детства знакомился с их легендами, сказками, с годами стал интересоваться их загадочной историей. А потом неожиданно для себя увлекся археологией. Нет, не самой наукой, она требует от человека всей его жизни, и знаю её поверхностно, дилетантски, а поисками археологических объектов: стоянок древнего человека, обитаемых в далёком прошлом пещер, наскальных рисунков - петроглифов и писаниц. С первых лет моей работы в школе я постоянно ходил с ребятами в краеведческие походы, где приучал детей видеть новое и волнующее там, где, кажется, на первый взгляд нет ничего особенного и интересного.
Учился сам и учил детей видеть красоту природы, её краски, запахи. По - новому осмысленные явления природы для нас были маленькими, но открытиями. Но однажды мы сделали настоящее научное открытие, которому мы вначале не придали особого значения.
Случилось это в конце марта 1963 года. Наш небольшой отряд учеников Порогской средней школы возвращался из краеведческого похода. Шли по льду, вниз по реке, выбирая путь ближе к берегу, так как на середине реки кое-где появились весенние проталины.
Недалеко от урочища Ярмы, по правому берегу Уды, началась живописная невысокая гряда скального берега, обрывающаяся прямо в реку.
Когда мы приблизились к скалам, случилось непредвиденное и удивительное. До этого времени весь день был пасмурным и серым. Низкие плотные облака не давали пробиться солнцу, и было однообразно и уныло. А тут вдруг выглянуло солнце и осветило сверкающие белые торосы льда у подножия скал, живописные заросли багульника и леса наверху и отвесную зеленовато-коричневую плоскость скалы, на которой мы как-то все сразу увидели отчетливые контурные рисунки лосей и кабана. Это было так впечатляюще и неожиданно, что после первого непроизвольного возгласа одного из ребят, все враз возбужденно громко заговорили. Сбросили свои рюкзаки, начали бегать вдоль скал в поисках новых рисунков. Ниже по течению реки слева от только что увиденной композиции, ребята рассмотрели в некоторых местах отдельные изображения бегущего лося и фигуру оленя, похожего на косулю. А выше по течению увидели ещё одну группу из нескольких фигур, среди которых в центре отчетливо просматривалось самое большое изображение лосихи, массивное, но и в то же время удивительно грациозное.
Линии рисунков были выбиты на скале в виде желобов разной ширины от одного до двух сантиметров и на глубину до полутора миллиметров. И только при повторных посещениях, спустя много лет, пришла догадка, которая потом подтвердилась: желобки были вначале углублены, выбиты каменным отбойником по предварительно очерченным углем, а может быть острым краем камня, контурам изображений, а потом углубления тщательно прошлифованы. Прошлифовка ощущается на ощупь: внутри желобков поверхность мягкая, в отличие от шероховатой поверхности скалы. Как я узнал позже, такие рисунки, выбитые на поверхности скалы или камней, называются петроглифы.
Открытие рисунков Ярмы тогда было большой удачей благодаря стечению ряда обстоятельств. Главным в этом было солнце, которое появилось как раз кстати. Оно вмиг изменило всю картину. Лучи солнца наклонно на скалу и в углублении линии образовалась тень, она и обрисовала чётко контуры всех изображений.
О нашей находке в этом же году я сообщил научным сотрудникам Иркутского краеведческого музея. На следующий год разговаривал с археологами Иркутского госуниверситета, предлагал свою помощь в организации и проведении экспедиции в районе Ярмы. Этого они сделать не могли, так как все археологи работали в зоне затопления Братского водохранилища. Экспедицию отложили до более благоприятного времени. В феврале 1974 года в село Худоелань, где я работал учителем, совсем неожиданно приехал известный учёный - археолог А.П. Окладников. В беседе он объяснил причину своего визита ко мне. В начале 1973 года он прочитал мою статью о Ярминских рисунках, написанную мною ещё в шестидесятых годах. Газету с этой статьей ему передал В.И. Рассадин - учёный филолог, изучающий тофский язык. Беседа наша продолжалась долго. Я сообщил ему все сведения о петроглифах, и, ссылаясь на бурятские легенды, высказал предположение о возможности существования стоянки в устье реки Мускута, левого притока реки Уды. Рассказал о самых примечательных своих походах в Тофаларию, о своих наблюдениях и находках.
Эта встреча была для меня особенно памятной. Как много я узнал нового об археологии, о наскальной живописи! А.П. Окладников рассказал о технике исполнения петроглифов древними художниками - охотниками, и объяснил, какой смысл, какой мир идей и символов вкладывал древний художник в свои рисунки. Но, самое главное: встреча заставила меня по новому осмыслить значение моей поисковой устремленности, моей деятельности, на первый взгляд никому не нужной; она вдохнула новые силы и интерес к окружающему миру, который уже стал постепенно затухать.
За два года наш краеведческий кружок совместно с краеведами Усть-Удинской школы совершил три многодневных похода в летние каникулы. Копировали всю картинную галерею.
Некоторые рисунки нашли ощупью. Ведёшь по шероховатой поверхности скалы кончиками пальцев и вдруг ощущаешь под одним из них мягкость, гладкость. Продолжаешь медленно передвигать пальцами по обнаруженному желобку и неожиданно для себя видишь весь рисунок зверя. Это как чудо. Словно соприкосновение с отголосками древнего мира обостряет все человеческие возможности ощущения,
Уже в марте 1974 года в газете "Советская культура" была опубликована статья А.П. Окладникова о Ярминских петроглифах "По следу бегущего оленя" с этой статьей ознакомились и кружковцы. Кроме того, ребята читали его же книгу "Шишкинские писанцы". Так что они были знакомы с темой исследования, а поиски наши стали осмысленными и целенаправленными. Такая осведомленность позволила нам обнаружить рисунки на больших глыбах, лежащих у подножия Ярминской росписи. Немало километров прошли мы по речным берегам.
Осматривали очень внимательно скальные выходы у русла рек и скалы, примыкающие к речным долинам, но рисунков больше не нашли. Видимо, в те давние времена человек с особой тщательностью избирал места для своих картинных галерей. Место должно отличаться красотой и торжественностью, чтобы чувствовалась духовная значимость совершаемых здесь обрядовых актов. С древних времён и до наших дней места скопления рисунков считались святынями, святилищами. Это доказывают и этнографические материалы прошлых лет, и мифы аборигенов, и особое благоговение, бережное отношение аборигенного населения к рисункам.
Местность в районе Ярминских петроглифов очень красива. Уда здесь стиснута с обоих берегов отвесными скалами. Левый берег - от прибрежных скал - склон горы. Правый - над скалами древняя речная терраса - возможное место стоянок. Терраса до подошвы горного склона шириной около полукилометра. Здесь это считается широкой долиной.
Перед скалами с рисунками на реке небольшой порог - перекат с крупными камнями. У самых писаных скал затишье, после которого начинается следующий порог, за ним - посреди реки - остров. Вокруг него несколько глубоких ям, в которых всегда держится много рыбы.
Здешние рыбаки называют это место - "котлы", и всегда тут останавливаются. Видимо, это преимущество для древних аборигенов стало одним из условий выбора места святилища. У наскальных рисунков русло реки пересекают очень прочные горные породы - траппы. И за тысячелетия река так и не углубила дно. Все осталось почти по - прежнему с того времени, когда древний художник выбил рисунки на скалах, обрывающих в воду. Во время ледоходов крупные льдины разрушали иногда скалы и целые глыбы с рисунками падали рядом, иной раз лицевой стороной вниз. Во время повторных походов мы нашли рисунки на упавших камнях, но все камни осмотреть не смогли. Слишком они тяжёлые и нашими силами их не перевернуть. Во время паводков рисунки заливает. В этом есть свой плюс, так как со скалы смываются любые лишайники - энергичные разрушители скальных поверхностей.
Прошли многие века, но время всё же сохранило для нас эту весточку, это таинственное послание древних нашему поколению. Сталкиваясь с любыми древними наскальными изображениями, невольно задумываешься об их назначении. Зачем древнему человеку нужно было выдалбливать, шлифовать, выбивать на твердой скале или камне рисунки, целые картины, иной раз вполне законченной композиции?