Главная                Тофалария                Тофы о Родине                Про связь                Фотоцентр                Контакт                           Гостевая книга
      Символом Тофаларии всегда был и остаётся олень. Тофаларов иногда называют - оленный народ. Судьба, образ жизни, культура и обычаи тофов неразрывно связывались с оленем.
      Жизненный ритм оленя определял жизнь и быт тофов. Очень многое изменилось после перевода тофов на оседлый образ жизни. Много перемен произошло за последние десятилетия и в стране в целом. Оленеводство Тофаларии почти не существует, за исключением небольшого стада, содержащегося в основном благодаря энтузиазму (считай патриотизму) нескольких тофов.
 
      Мы публикуем довольно старый материал по оленеводству, но других просто нет, да и пожалуй не было. Возможно когда-нибудь он пригодится не только для теоретического изучения.
 
    P.S.: В последнее время производятся некоторые попытки возврата к исконным видам деятельности тофаларов. Среди них и зыбкие попытки по восстановлению оленеводства. Пока, правда, всё на стадии обсуждений, предварительных договорённостей и т.д.
 
 
 
ГОД ОЛЕНЕВОДА 1991 ГОД.                                                                                                  Автор: Пугачёв Михаил Иванович
 
      Как предполагают ученые,
оленеводство на юге Сибири возникло около четырёх тысяч лет назад. Ещё Н.Я.Марр - это знаток Востока, высказывал догадку, что население Саяно-Алтая использовало оленя в качестве домашнего животного задолго до лошади и быка.
      В прошлом это животное имело исключительное значение в жизни людей. Без оленя человек не смог бы освоить обширные пространства горной тайги, как охотничьи угодья. Веками оленеводы прошлого накапливали опыт содержания оленей, этих неприхотливых, покорных животных. Олень отличается от других животных наибольшей приспособленностью к условиям, как горной тайги, так и горной тундры.
      
      Климатические условия и особенности Саян и определенная кормовая база (это не только ягель, но и молодая трава, некоторые кустарники и грибы) заставляют оленей постоянно менять места выпаса. Человек, приспосабливаясь к привычкам оленя, вынужден был жить там, где это необходимо оленю. А отсюда в  прошлом и образ жизни народа - тофа, жителя центрального Саяна, его постоянные перекочевки со всей семьей в пределах территории. Это особое устройство жилища - чума и наличие в хозяйстве только самого необходимого.
 
      Начиная с 30-х годов нашего столетия тофы постепенно перешли к оседлому образу жизни. И если раньше вся семья жила в непосредственной близости с природой, оленеводством занимались все: и взрослые, и дети, то  в настоящее время оленьи стада Тофаларского коопзверопромхоза пасут полтора десятка пастухов, да на время отела в стада выезжают несколько телятниц и телятников. Можно было подумать, что такое переустройство образа жизни охотников-оленеводов должно было изменить особое содержание оленей, но климатические условия и годовой цикл смены пастбищ остались такими же, что и раньше, поэтому формы и методы оленеводства, в основном, остаются прежними.
 
Данная статья посвящена описанию производственных работ оленеводов в течение года.
 
      Работа написана на основе непосредственных наблюдений в транспортном стаде на Мигальме у села Алыгджер в начале июня 1989 года, а также сбора информации во время экспедиции ИГОМ в Тофаларию в июне-июле 1991 года и специальных командировок в село Алыгджер в сентябре-октябре 1991 года. Опрошено 11 человек из них: 5 пастухов, 5 телятниц и телятников и один зоотехник, в настоящее время пенсионерка.
"Когда начинается год оленевода?" - спрашивал я у оленеводов. Каждый называл разное время - "Ну, с января, конечно!", "С летнего учета оленей". "С весеннего отела оленей" и т.д.
 
Но многие считают началом года - время рождения оленят-анаев - этих крайне беззащитных, нежных, пугливых созданий. Телятницы, проработавшие в оленьем стаде почти всю жизнь, отдавшие тепло своих рук выхаживанию анаев, вспоминают этот период с особой теплотой, хотя забот, тревоги труда было более чем достаточно.
Конечно, точку отсчета начала года из всего цикла работ можно взять любую, но описывать год оленевода логично со времени возрождения природы весной и автору приятно приступить к своеобразному отчету с апрельского времени, когда начинается подготовка к отделу оленей.
 
Как заметили нерхинские пастухи Шибкеев И.П. и Шибкеев В.Р. перекочёвки всех оленьих стад Тофаларии проходят в одно время. Основной причиной перехода на другие пастбища в Саянской тайге является особый режим жизни и питания оленя. Смена времени года заставляет оленеводов перемещаться туда, где лучше оленю, где лучше условия питания. Олень диктует цикличность всех передвижений пастухов оленьего стада. Эта форма хозяйствования и жизни  оленеводов-охотников выработалась тысячелетним опытом, пришло из глубины веков и сохранилось до нашего времени.
 
      Первая перекочёвка начинается в конце марта, начале апреля, когда пастухи перегоняют оленей с зимних пастбищ на удобное, для отёла место. Его выбирают заранее. Это должна быть относительно ровная площадка, обычно в устье крупных ручьев или речек, где достаточно корма. Некоторые весенние пастбища были использованы неоднократно. Сюда возвращались через определенный период времени, после того, как подрастал ягель. Но если пастбище не успевало оскудеть за год, то оленей пригоняли на отёл сюда несколько лет подряд. Например, на Мигальме (Алыгджер),  где уже полтора десятка лет стоит стадо. Старший пастух Шибкеев В.Н. пояснил: "Корма здесь хватает. Олень питается весной, летом и осенью не только ягелем, но и молодой травой  и кустарниками (карликовой берёзкой и ивой, жимолостью, грибами, мхом с деревьев). На Мигальме можно содержать до 400 оленей и много лет. Здесь удобная, обширная территория с разнообразными ландшафтами. Есть грибные места, участки с травой, вообще в этой тайге много ягеля и неплохие пастбища".
Как правило, перед отёлом пастухи делают на удобной площадке загон для оленух и телят. Иногда используются старые, а в Нерхинском стаде предпочитают вообще обходиться без загонов. Они сумели выработать свою оправданную систему приемов ухода за телятами и матухами. А матух пригоняют пораньше для того, чтобы они привыкли к пастбищам, приручились к стойбищу, где обязательно делают солонцы.
Телятницы стараются прибыть на  место к 20 апреля, так как уже в конце апреля начинают телиться отдельные оленухи  (тофы их называют "инген", в литературе приятно - "важенка").
 
      В последние годы на отёл всё меньше и меньше приезжает женщин, их заменяют мужчины-телятники.
Как только телятницы приезжают в стадо, они сразу принимают у пастухов ингенов и метят их, пользуясь старым способом. Они выстригают ножницами или ножом на боках важенки свои инициалы, если маточное стадо большое и несколько телятниц. Когда рождается анай-оленёнок, то у него на боках делают то же самое. Если стадо небольшое, то на боках и ингена и аная выстригают номера. Раньше ингену на рога привязывали отличительную ленту каждой телятницы, если стадо большое. Но и без этих меток каждая телятница знает своих ингенов хорошо, "в лицо".
 
      Телятся ингены в разные сроки - начинают в конце апреля и заканчивают в середине июня. На массовый отел может задержаться или ускориться на одну-две недели. Зависит это от разных причин: от состояния погоды, от упитанности оленей, от содержания оленей зимой и главное, от сроков оленьего гона осенью. Если оленухи осенью покроются в одно время, то и сроки отёла всех ингенов тоже будут более-менее одинаковыми. Нерхинские пастухи говорят, что отёл у них заканчивается до середины июня, и к 20 июня они уходят на оленьи пастбища. То же самое утверждает и пастух транспортного стада Шибкеев В.В. (на Мигальме). А вот в стадах на Хайломе и Барбитае отел продолжается до конца июня и только в начале июля они перекочевывают в белогорье. Об этом сообщили Унгуштаев П.Н., Адамова В.В., АдамоваГ.Н..
 
      Сейчас в коопзверопромхозе стали практиковать так называемый "вольный выпас", то есть ингенов перед отелом не привязывают, они пасутся вольно, на стойбище появляются, чтобы насытиться солью. Опытные женщины-телятницы, как правило, сразу определяют, когда важенка должна отелиться и непосредственно перед самым отелом привязывают или у загона, или рядом, выбирая сухое, ровное, удобное место. Но сейчас работают телятниками молодые ребята, они в этом деле малоопытные, не могут определить сроков отела и поэтому ингены все чаще теряются в тайге. Обнаружить уход в тайгу важенки легко. Если какая-то из важенок не появляется на стойбище в течении одног-двух дней, то значит, она ушла телиться и тогда в работу включается пастух. Поиски ингена сложны, они удаляются иногда на большие расстояния (до 10 км и больше), но за пределы  весеннего пастбища они не уходят - держит потребность в соли. Пастух хорошо знает местность, особенно если много лет проработал и поэтому угадывает, где должна отелиться важенка. Она всегда выбирает сухое возвышенное ровное место, где-нибудь под кедром.
 
      Когда пастух находит оленуху и определяет, в каком состоянии анай, если он здоровый, крепкий и пасется с матерью, то пытается перегнать их к стойбищу. А если анай слабый, то оставляет их  ещё на какое-то время, чтобы анай окреп. Оленуху поймать очень трудно и пастух её не ловит. Ловить, брать и переносить аная нельзя. Если его перенести, то важенка будет всё время кружить вокруг места отела, искать аная здесь. Она не сможет по следу найти его. Естественно, анай без молока может погибнуть. Другая важенка его к себе не подпустит, только своего. Но чаще всего инген с анаем сами приходят на стойбище. Оленухе нужна соль.
 
      При такой системе «вольного» выпаса выходит большой процент гибели анаев до 30% (1990 г.). Они становятся добычей хищников, некоторые ослабленные гибнут по пути к стойбищу, тонут при переходе через большие ручьи. Иногда рождаются совсем слабые анаи. Они не могут подняться и дотянуться до сосков, чтобы насытиться, а потом от голода погибают. Редко, но иногда бывает, что матуха не принимает своего аная и уходит от него.
Все опрошенные старые оленеводы осуждают систему "вольного" выпаса и с удовольствием вспоминают, как было раньше, лет десять назад. Как только телятницы принимают у пастухов ингенов (а их было до 45 штук), они их сразу привязывают, чтобы они не разбежались. Привязывают у загонов или рядом с избушкой или чумом, выбирая удобные для отёла места, сухие и ровные. Ночью обычно двое дежурят, ходят ночью несколько раз и проверяют тех ингенов, которые должны вот-вот отелиться. При отеле ухаживают за анаем, помогают ингену, делают всё, что нужно.
 
      Слабому новорожденному анаю помогают всегда, чтобы он подкормился дважды, для этого придерживают оленуху, чтобы она не крутилась, и приподнимают аная к соскам. Иногда слабого аная сразу после рождения сверху посыпают солью, чтобы оленуха вылизала аная досуха, ему сразу сухому становится теплее, после этого аная надо сразу накормить. В том случае, если матери не принимали своих анаев, применяли хитрость. Немного отдаивали ингена и её же молоком обливали  олененка, потом  посаливали сверху и давали облизывать матери. Она его обнюхает, оближет и тогда уже обязательно принимает.
      Днём всех, не отелившихся ингенов, отводят на поводке на пастбище, где есть свежий корм. Там всех привязывают  к лежащим на земле длинным жердям-солбакам, в которых прорублены отверстия для поводков. К одному солбаку привязывают 2-3 оленя. Телятницы, соблюдая очередность, дежурят на пастбище и следят за тем, чтобы передвинуть солбак в другое место, когда олени объедят весь мох на длину поводка. Иногда олени сами передвигают солбак, натянув повод. Такую работу проводят со всей группой оленей. Но если предполагают, что важенка может отелиться днем, то оставляют её на стойбище. В этом случае, ей приносят заготовленный мох. Когда важенка телится днем на пастбище, то опять же под присмотром, ей оказывают помощь. Достоинства этого метода - несомненны. Все ингены и анаи всегда под наблюдением оленеводов. Этим обеспечивается максимальная сохранность приплода.
      Конечно, и сейчас телятники стараются сохранить всех анаев, но при такой "вольной" системе потери неизбежны. И не даром старые пастухи говорят: «Сейчас на вольном выпасе много анаев погибает и оленей становится всё меньше, скоро совсем оленей не будет».
 
      Теперь следует рассказать о системе приручения анаев и способа выпаса ингенов. Самой главной задачей в этот весенний период в оленеводстве являются сохранность, как отдельного аная, так и всего стада. При рождении аная телятницы сразу определяют его состояние. Если он здоровый и крепкий, то и заботы обыкновенные. Но если ослабленный, то стараются олененку помочь обязательно пососать мать, и если пропустят этот момент, то он может не выжить. Чтобы возбудить его к сосанию, массажируют губы и язык.
      После рождения аная важенку сразу отпускают. Теперь она никуда далеко не уйдет, обязательно придёт  обратно. Каждого аная всячески берегут и выхаживают. Опытные женщины-телятницы умеют хорошо приручать оленят. Всегда стараются погладить, приласкать, поговорить  с ним. Дают при любом контакте  с анаем соль, особенно, когда его привязывают. У каждой телятницы всегда в кармане есть соль, и, взяв её  в щепотку, она заталкивает анаю в рот. Телятницы убеждены, что "только ласковым отношением можно сделать его ручным, а это важно в будущем, так как, если не приручить аная, то и олень  будет диким. Его трудно будет завьючить, а поймать, даже опутанного будет трудно, а не спутанного почти невозможно, только если в загоне поймаешь".
Очень важно приручить аная к привязи. Начинать это делать надо после отела немедленно. В Алыгджерских стадах такая практика: через 3-4 часа на новорожденного  надевают уздечку с мунгуем. (Мунгуй - особое деревянное приспособление для привязывания аная). Тогда анай привыкает очень быстро, если приручение к уздечке задерживается на день-два, то он привыкает очень долго, мечется. Чаще всего аная привязывают через сутки.
      В Нерхинском стаде аная через четыре часа после рождения привязывают на мягкую полотняную ленту, шириной до 10 см мунгуй всё-таки жёсткая узда и в начале он неприятен анаю. Через сутки он привыкнет к ленте, надевают ему узду с мунгуем.
 
      Система чередования выпасов ингена и аная, как говорит бывший зоотехник Кангараева Е.Н., существует у тофов с давнего времени. Эта система является устоявшимся, проверенным вековым опытом оленеводства. Главный принцип содержания оленух и телят заключается в том, что строго последовательно чередуется их выпас. Обязательно кто-то из них находится на привязи. Если анай пасется, то инген - на привязи, и наоборот. Здесь хорошо используется инстинкт материнства. Не допускают телятницы, чтобы инген и анай вместе ушли в тайгу, тогда нарушается процесс приручения. Этот способ позволяет сохранить приплод и приручить будущего оленя к человеку.
      В транспортном стаде на Мигальме и в других алыгджерских стадах весенняя система выпаса - односменная, то есть, днем анаи целый день привязаны, а оленухи пасутся, как правило, днём ингены прибегают и кормят анаев. Вечером привязывают оленух, а анаев отпускают, они вечером пасутся, бегают, а ночью лежат рядом с оленухами.
В Нерхинском стаде, как сказал Шибкеев В.Р., анаев держат на привязи на целый день, и дважды отпускают пастись. В семь часов утра привязывают анаев, а ингены до обеда пасутся. В час дня ингенов привязывают, а анаи пасутся. В пять часов вечера ингенов отпускают пастись до девяти часов вечера, естественно привязаны анаи. И уже в девять часов вечера снова привязывают ингенов. А анаи пасутся в ночи, а потом ложатся спать на ночь около матерей. В Нерхе осуществляется, как видим, двухсменная система выпаса. Раньше такая система была во всех стадах, она по всей вероятности, больше отвечает задачам приручения оленей и подготовки его к работе с человеком.
 
      Несколько слов об уздах. Для оленухи пастухи сами изготовляют специальные узды. Она представляет ременной или верёвочный провод с двумя петлями на конце, одна петля охватывает шею ниже ушей, другая, голову, у самых рог, внизу под шеей они скреплены. Для привязывания аная используют мангун, дугообразная деревянная пластина, в середине которой через отверстие вставлен деревянный стержень в виде болта. К концу "болта" привязывается повод мунгуй - своеобразный деревянный карабин, благодаря которому повод не перекручивается. Сейчас в основном старыми мунгунами, новые делают редко. Привязывают оленей и анаев, за все что возможно: к корням, к деревьям, к пенькам, отесаных специально, солбакам, к жердям загонов и т.д.
 
      Заканчивается отёл оленей. Подрастают и крепнут анайчики. Приближается середина лета. Становится всё теплее, и начинают появляться кровососущие насекомые, из них самый опасный для оленя - паут. Он то и заставляет оленей искать защиты от его жестоких укусов. А спастись от него для саянского оленя, можно только в Белогорье, где дуют прохладные и подчас холодные ветры, отгоняющие насекомых, где в жаркий день можно найти на северных склонах горных хребтов забои прошлогоднего снега и переждать там до вечерней прохлады. Не менее мучительны, бывают укусы мошки, комара, мокреца. Олень в середине июня начинает линять, облезает волос и шерсть и остается подшерсток - тонкий слой пуха. Насекомые легко добираются до кожи и жалят оленя.
      Пастбища в бассейне реки Хайлемы, где пасётся Алыгджерское стадо, окружено со всех сторон гольцами. Там долго не тает снег и климат холоднее. Паут появляется только в начале июля. А вот в Нерхинском стаде и на Мигальме приходится кочевать с 20 июня или чуть позже. Здесь климат теплее и насекомые появляются раньше.
Старший пастух Нерхинского стада Шибкеев Н.Р. рассказал о переходе стада с весеннего на летнее пастбище: "через неделю после рождения последнего аная, стадо перекочевывает на летнюю стоянку, в Белогорье, к верхней границе леса. Оленей гнать особо не приходится, они не разбегаются, идут всем стадом, так как появился уже паут, олени уходят в поисках затишья от них". А телятницы Адамовы сообщили о способе перегона: "перед перегоном в белки мы всех оленей постепенно ловили и привязывали. Потом всех сразу перегоняли. Несколько оленей ведёт впереди пастух, а мы гоним сзади. Олени не разбегаются, они сами торопятся туда, паут гонит, мошка гонит".
 
      Место летнего стойбища выбирают заранее. Учитывают количество оленей и возможности кормовой базы в этом районе, а так же периодичность эксплуатации этих пастбищ в прошлые годы. Пастбища расположены на открытых, выложенных хребтах без древесной растительности, например: Нерхинский и Хайломинский хребты. На этих пастбищах хороший обзор, они на большие расстояния далеко просматриваются. Или иногда они располагаются в самых верховьях рек, у их истоков, цирках, гребни которого служат естественными границами пастбищ на северных склонах цирка обычно лежит снег, иногда до августа.
      В Белогорье большие площади заняты кустарниками и растениями: карликовой березой, различными карликовыми ивами и другими, встречаются субальпийские луга с разнообразным травостоем. А на границе с горнотундровой зоной в редкостройных лесах из лиственницы и кедра и много ягеля - полное раздолье для оленя.
На Мигальме, где транспортное стадо в Белогорье поставлена избушка, а вот в других стадах рядом с летним пастбищем на границе леса, ставят чум или палатку. Около стойбища обязательно делают солонцы. Загонов не сооружают, зато приспосабливают для привязки оленей пеньки и изготовляют солбаки.
 
      В настоящее время, как только оленей перегоняют на верхнее стойбище, производят ревизию всего стада. Учёт проводит старший пастух вместе с телятницами. Он принимает от них всех: и анаев, и ингенов. После этого телятницы освобождаются от работы до будущей весны. Раньше телятницы сдавали своих подопечных в конце сентября перед выдачей оленей охотникам. Наверное,  в этом был свой резон: всё лето и часть осени анаи были под заботливым присмотром опытных телятниц.
      После учёта все стадо переходит уже на вольный выпас, то есть  и анаи, и ингены не привязываются, хотя в некоторых стадах ещё применяют частично весеннюю систему выпаса. Сейчас пастухи считают, что в Белогорье оленей не нужно привязывать, они никуда с белков не уйдут, паут не даст возможности спуститься в долину. Паут - "хороший пастух". Так к стойбищу оленей обязательно хоть раз в сутки приходят на солонцы, да в жаркие дни их загоняют пауты на дымокур, если нет поблизости снега. На летнем пастбище олени постоянно пасутся табуном. Но иногда табун делится на большие группы, которые иной раз разбредаются довольно далеко. Однако искать в этом случае не составляет особой трудности. Их находят и табуном обратно пригоняют к стойбищу.
 
      Так проходит июль и начинается август, в начале которого в Белогорье нередки заморозки. Уже с первых чисел августа в таежных речных долинах появляются грибы - большое лакомство для оленей и оленей уже невозможно удержать на верху, надо переходить на осенние пастбища.
       Даже в начале не на основное пастбище, а в речные долины, где есть грибы. Пастухи планируют такие участки, как временные, промежуточные пастбища на пути к основному. Рядом стоит загон и в нём обязательно устраивают солонцы. Если загона не планируют, то солонцы делают переменно, так как это единственное средство, чтобы иной раз собрать оленей для их учета. Олени в это время разбредаются по тайге в поисках грибов. Они уже не ходят табуном как раньше, а пасутся маленькими группами по 2-4 оленя. Вот так рассказал об этом периоде старейший оленевод Унгуштаев П.Н.: "в это время очень трудно пастухам оленей искать. Кто хорошо думает, тот находит места, где грибов много. Туда и оленей гонит, они отсюда далеко не убегают, мы там солонцы делаем, олени все туда ходят соль лижут".
 
      Уже в первых числах сентября олени начинают табуниться и постепенно скапливаться около главного осеннего стойбища: некоторые сами приходят, других находят и пригоняют пастухи.
      На основном осеннем пастбище в последнее время строят избушки для оленеводов и обязательно хорошие загоны, чаще двухсекционные. Загоны делают высотой до трёх метров, ниже нельзя, олени легко перескакивают. В начале загон применяют для содержания анаев, а потом - для подсчета оленей. Анаи продолжают ещё сосать мать и пастухи, используя родственные инстинкты оленей, пытаются удержать стадо всё той же весенней системой выпаса: днём привязывают ингенов, а ночью анаев.
      В первую половину сентября у оленей начинают отпиливать рога, так как они бывают тяжелыми, ветвистыми и мешают пастьбе. Но дополнительные трудности создают рога тогда, когда оленей используют в транспортных целях и на охоте. В первую очередь удаляют рога быку-производителю, потому что при брачном гоне, который начнется, быки могут нанести раны друг другу. В это время рога ещё с кровью, поэтому заранее натуго перевязывают у самых оснований, чтобы они высохли. Перед охотой у всех ездовых оленей рога спиливают в обязательном порядке. В этом году у некоторых оленей удалили рога летом и, после соответствующей обработки, реализовали их как лекарственное сырьё.
      В середине сентября начинается брачный олений гон. В каждом стаде содержат несколько быков-произво- дителей, создающих к этому времени каждый свои гаремы. Гон заканчивается в октябре. В эту пору для пастухов очень важно, чтобы покрытие самок проходило в короткое время, это положительно отразится на весеннем отёле. Вот поэтому пастухи стараются собрать всё стадо в первую половину сентября.
 
      В начале октября в стадо приезжают из села или бригада, или отдельные охотники, чтобы выбрать оленей для охотного промысла. Они отбирают сами и сами ищут ездовых оленей, если они в этот момент бродят по тайге. Попутно пастухи производят учет всего стада перед кочёвкой на зимние выпасы. Раньше телятницы в это же время сдавали ингенов и анаев старшему пастуху, а сами, получив ездовых оленей, уезжали на охоту. Телятницы-пенсионерки Адамовы В.В. и Г.Н. сетуют: "мы бы и сейчас охотились, если бы нам оленей давали. Стрелять ещё можем. Раньше работали до старости, на пенсию не выходили".
 
      В осенний период в стадо приезжает ветфельдшер или зоотехник и кастрирует молодых бычков.
После завершения всех этих работ, пастухи перегоняют стадо на зимнее пастбище, это во второй половине октября.
Как и в других случаях, перед кочёвкой обязательно выбирают подходящее место. Это должно быть повыше в горах, более или менее выположенная территория в кедрачах. Обычно в кедрачах достаточно ягеля. И в средней части гор зимой теплее. По речным долинам зимних стоянок не делают. Как всегда вдоль рек с верховий тянет холодный хиус, и защититься от него трудно. И ещё на горных реках часты наледи.  Они увлажняют воздух, а влажный и холодный воздух действует на людей и животных сильнее.
      Большую роль при выборе пастбища играет состояние ягеля. Очень не желательно для зимней стоянки мокрые ягельники. Они образуются осенью, когда после дождя или мокрого снега ягель намокнет и покроется ледяной корочкой. Добывать его из-под снега оленю очень трудно, нужно разбить лед, чтобы достать мох. Олень повреждает при этом губы и язык. Сухой ягель бывает тогда когда на уже примороженную землю выпадает сухой снег. Конечно, пастухи предпочитают найти пастбища именно с таким ягелем.
 
      Нет в оленеводстве легкого сезона - это естественно. Работа сопряжена с большими физическими напряжениями, особенно в случаях с частыми неблагоприятным погодными условиями. Но зимой всё-таки труднее и сложнее, хотя в зимний период олени держатся большими группами и не разбегаются далеко. Бывают, конечно, исключения, держит их потребность в соли и пастбище, удачно выбранное с сухим ягелем и неглубоким снегом.
Проходит ноябрь. В декабре многие охотники сдают своих оленей обратно в стадо, и пастухам прибавляется работы. Всех остальных оленей, взятых на охотничий сезон, сдают в конце февраля. В декабре производится ревизия всего стада, подводится итог работы за год. И как считают везде и все, что в оленеводстве с этого момента начался новый год. Но для оленеводства эта дата не является рубежом, границей, за которой начинается нечто новое. Здесь, в одинокой избушке, расположенной далеко в тайге, на продуваемой всеми ветрами высоте, все также нужно каждый день, без выходных, идти  работать: смотреть за оленями, искать их, если ушли далеко, и пригонять обратно, защищать их от волков, и мало ли ещё, что нужно. Все также тянется однообразная череда зимних дней, а ждать каких-либо изменений ещё очень долго, почти 3 месяца. На Новый год - только учёт, ничего нового нет.
Поэтому осмелюсь не согласиться с утверждениями, что эта дата является началом "года оленевода". Полагаю, что началом года нужно считать время пробуждения природы, время начало отёла в оленьем стаде.
 
      Проходит январь, февраль и начинается март, когда олени выходят на солнцепёк, где слой снега становиться тоньше и проще достать ягель из-под снега. В марте начинается подготовка к переходу на весеннее пастбище.
Заканчивается трудный сезон в оленеводстве, который продолжается почти пол года. Перекочевка на весеннее пастбище делается заранее, чтобы олени до отела привыкли к новому месту. Уже в марте стадо спускается в долины. Пастухи выбирают солнечные склоны, там уже стаял снег. Олени держатся табуном. В начале апреля пастухи перегоняют их на весеннее стойбище.
 
      Итак, прошёл год. И, хотя написанное является слабым отражением действительности, мы можем сделать заключение, что работа оленевода трудна и опасна, сопряжена и опасна, сопряжена с постоянной сменой места работы, и конечно, оленеводы заслуживают большого внимания и заботы, чем это есть на самом деле.
Итак, в данной статье была сделана попытка показать далеко не полную картину жизни оленевода в Тофаларии в течение года. Отдельно хотел бы остановиться на тех вопросах, которые были недостаточно освещены в работе. Автор полагал, что не следовало загружать  содержание отвлекающими сведениями. Но они важны, и о них пойдёт речь дальше.
 
ЛИСТАЕМ ДАЛЬШЕ...
Всё только начинается
 
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                           
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru