Исторически сложилось так, что в годы советской власти коренной народ фактически оказался на содер- жании государства, при этом стал терять навыки традиционного хозяйствования, совершенствования приёмов рационального землепользования и интерес к таёжным угодьям.
ПЛАН Б.Э. ПЕТРИ.
Проблема карагасов в начале ХХ века оказалась злободневной для учёных и общественности Сибири. Вопрос о выхолащивании тайги, огромных долгах государству неоднократно поднимался этнографом В.Н. Васильевым, профессором К.Н. Миротворцевым и др.
Иркутское генерал-губернаторство закупало муку для помощи отдельным семьям, выделяло деньги, а в 1914 году даже отменяло ясак. Но эти меры не могли поправить общего сложившегося положения. Вслед за тем, в 1914-1916 гг., Департамент земледелия организует Саянскую экспедицию под руководством квалифицированного охотоведа Д.К. Соловьева. Возникает проект организации заповедника, с целью воспроизводства и сохранения популяции соболя. Но две революции 1917 г. и переворот в Сибири 1918 г. всё затормозили.
Красноярский этнограф И.А. Евсенин в 1919 г. публикует небольшую брошюру о карагасах с целью привлечь внимание Сибирского временного правительства к нуждам карагасов. После восстановления советской власти Евсенин ещё раз в 1922 г. пытается привлечь внимание к наболевшим проблемам в статье "К вопросу о сохранении сибирских инородцев: Очередная задача национальной политики в отношении карагасов"
Наконец, и власти Восточно-Сибирского края заинтересовались проблемой коренных народов своего региона. В апреле 1925 г. при губисполкоме был организован Комитет содействия народностям северных окраин (Комитет Севера), его председателем был назначен Б.Э. Петри. С 1925 г. Комитет организовал работу комплексных научных экспедиций среди малых народов. На территории Карагасии такую экспедицию возглавил профессор ИГУ Б.Э. Петри.
Летом 1925 г. участники экспедиции были уже у карагас. Здесь Петри впервые реализовал свою методику "сплошного обследования": "Изо дня в день, обследуя хозяйство за хозяйством, экспедиция движется по намеченному маршруту и заканчивает работы только тогда, когда обследовано последнее хозяйство, учтён последний кирпич выпитого чая, освидетельствован последний ребёнок, записана последняя убитая белка".
Главный вывод Петри после обследования карагасов заключался в срочном изыскании мер для постепенного перевода их на новую форму хозяйства скотоводческую. Исходным моментом для этого явилось то, что около потребиловок уже осели малооленные и безоленные карагасы. "Скотоводческая форма хозяйства", - писал Б.Э. Петри, - "ближе всех подходит к укладу жизни карагас и является единственно возможным видом сельского хозяйства в условиях высокогорной тайги, где земледелие почти невозможно и где по соседству имеется хлеборобная Катарбейская волость, соединенная зимним санным путем по льду р. Уды с будущей карагасской культбазой".
Вторую поездку к тофам Петри совершил в декабре 1925 г. и присутствовал на суглане. Возвращаясь с карагасского суглана, Петри пишет: - "Напутствие "помни обещания" и сейчас укором звучит у меня в ушах. Не пора ли закончить, хотя бы по отношению к карагасам, период исследования и приступить к реальному содействию... ". Вернувшись из экспедиции, профессор Петри сразу представил государственным органам свою программу по переустройству и улучшению жизни карагасов. В этом проявилось искреннее желание профессора Петри помочь карагасам в их тяжелом положении.
Дальнейшая жизнь коренного населения определилась предложенной программой Б.Э. Петри.
План Петри.
На территории карагасского охотхозяйства Петри предлагал создать культбазы. Одну в местности Алыгджер (слияние рек Кара-Бурень и Уда), другую в устье р. Нерхи, третью, для западной группы карагас, в местности Ичень (верховья р. Джуглым). Места эти карагасы знали хорошо, так как в зимний период туда на подножный корм выгонялись табуны лошадей. Места для строительства выбирались исходя из ряда условий:
центральные места относительно карагасских промысловых участков;
на какой-либо крупной реке, по которой в зимний период можно будет производить заброску продуктов;
близко к Белогорью (места летних кочевий);
изолированность от русских участков;
наличие земельного фонда.
Далее профессор Петри предлагал на новых культбазах построить фермы-коммуны, где постепенно будут "оседать" тофы. Первоначально фермы будут получать денежную субсидию от государства. Люди здесь будут заниматься скотоводством. "После 10 лет они выделятся в самостоятельное хозяйство, получат надел, избу и скот в виде компенсации за труд... ". При фермах появятся подсобные статьи доходов сбор орехов, ягод, лекарственных растений, сенокошение. Здесь может быть организован соболиный или маралий питомник, т.е. организованные фермы перейдут постепенно с обеспечения государства на хозрасчёт.
На культбазах обязательно должны быть:
управление охотхозяйством (во главе с управляющим);
уполномоченный по туземным делам;
туземный совет (во главе с секретарём туземного исполнительного комитета);
кооператив;
хлебный магазин;
школа;
медпункт;
общественная пекарня;
жилища для осевшего населения.
Культбазы, по замыслу Б.Э. Петри, должны были развиваться целиком на самообеспечении. Дотацию, которую необходимо было внести первоначально, он считал как уплату старых долгов государства малым народам.
Кооперация на культбазах мыслилась Петри как сдача результатов промысла в туземный кооператив. Вместе с тем, Петри оговаривался, что, насаждая новое, нужно строго учитывать все уже сложившиеся бытовые черты карагасского народа.
Культбазы.
Как уже упоминалось, места для построения кулътбаз определил сам профессор Петри. Самая большая культбаза, по его замыслу, должна была находиться подальше от русских посёлков и заимок, но в то же время на пересечении главных кочевых троп коренного населения. Такое место было выбрано в широкой долине, где сливаются вместе две крупные реки Тофаларии, Кара-Бурень и Уда. Эта местность конными тропами была связан с Тулуном, Нижнеудинском и Бирюсинскими приисками. Предварительно из долины р. Уды по всему её течению до Нижнеудинска были выселены все заимщики (с 8 заимок, которые стояли в устьях крупных притоков). В 1927 году здесь началось строительство. Культбаза стала носить название Алыгджер (но коренное население долгое время называло свой посёлок "казарма"). За два года были готовы: школа, общежитие на 60 мест (для учеников), 3 избы и 2 амбара-кооператива, больница, 2 бани, 20 изб для населения. Посёлок строился на правом берегу р. Уды, растягиваясь вдоль неё. На левом берегу решили сделать заказник. Здесь запрещалась охота (в настоящее время заказника нет). Во время посещения Тофаларии в 1929 г. Б. Чудинов (журналист из Москвы) встретился и познакомился с П. Мочульским, который в это время претворял в жизнь план Б.Э. Петри. Строительство Алыгджерской культбазы тесно связано с именем П. Мочульского. Этому делу он посвятил 10 лет своей жизни. К сожалению, дальнейшая судьба его неизвестна.
Карагасы постепенно начали селиться в новых домах. Первыми заселялись безоленные и малооленные. Русское население культбазы в 1929 г. состояло всего из нескольких человек: секретаря туземского Совета (П. Мочульский), двух кооператоров, врача, трех учителей, сиделки, техника-смотрителя, заведующего охотхозяйством (Поликевич) и охотника-техника (вместе со своими семьями), а также плотников, которые строили дома, надеясь получить разрешение на осенний промысел, так как охота в Карагасии для инородцев была запрещена (кроме русских советских работников).
Таким образом, уже в 1929 г. план Б.Э. Петри частично был выполнен. Оставалось самое главное наладить кооперацию и вытащить коренное население из хронических долгов.
Строительство других культбаз шло гораздо медленнее, так как все силы были брошены на строительство основной культбазы в Алыгджере. Культбаза на Нерхе, хотя и строилась, но так и осталась крошечным поселком. А вот на Ичене народ вовсе не задержался и западные карагасы осели в поселке Верхняя Гутара. К великому сожалению, документы 20-х первой половины 40-х годов XX века утрачены и нет возможности на сегодняшний день восстановить картину создания этого крупного поселка Тофаларии. Жизнь Верхней Гутары начинает прослеживаться только со второй половины 40-х гг.
[источник: сайт etnografia.irk.ru]
Важное дополнение. Пугачёв М.И.
- "В своё время профессор Петри Бернгард Эдуардович предлагает расселить тофаларов отдельными на территории посёлков, к примеру, по 5-6 семей. Но такое мнение не посчитали приемлемым. Тофаларов расселили на 3 посёлка. Однако несколько семей оставались отдельно. А когда их начали "сгонять", то всё равно "горцы" продолжали жить семьями. Детей увезли в интернат - его построили в Алыгджере. И тофалар Альберт Тулаев однажды забрал своих детей из интерната и увёз их в стадо - не мог смириться с тем, что они будут оторваны от природы.
- Когда создавались колхозы, то у тофаларов появились коровы - тогда никто ведь не задумался, что это поголовье невозможно содержать, не имея покосов. Зато у тофаларов всегда были охотничьи угодья. И живя семьями, они имели стадо оленей, которые и паслись на этих угодьях. Но когда тофаларов переселили всех по посёлкам, их образ жизни претерпел резкие изменения. Остро стала проблема, чем занять людей. Тот же Петри предлагал: пусть этот народ разводит яков. И действительно, в пищевой цепи эти животные могли занять ту "нишу" продовольствия в горах, которая и по сей день осталась пустой. И сегодня не используется звено этой цепи - олени. Ведь в горах Тофаларии можно пасти стадо до 15000 оленей, а осталось их сейчас даже менее тысячи.
- У тех, кто организовал "оседлый" образ жизни этой народности, отношение к оленеводству было отрицательное. Никому и голову не пришло в первую очередь то, что практически уничтожается многовековое занятие тофаларов, без которого нет для них жизненное опоры. Продукты для них стали забрасывать на лошадях.