Исторически сложилось так, что в годы советской власти коренной народ фактически оказался на содер- жании государства, при этом стал терять навыки традиционного хозяйствования, совершенствования приёмов рационального землепользования и интерес к таёжным угодьям.
Материал, публикуемый на данной странице, является примером той части истории, из которой многие из нас вышли и помнят.
В этом нет никакого сарказма. Мы считаем, что об этом просто необходимо помнить и знать свою историю.
СЛЕД РОЖДАЕТ ДОРОГУ
Казыр... Немногие видели эту своенравную реку, затерянную в самом центре Саян, в сложном сплетении хребтов и порогов. Те, кому довелось побывать в этих местах или услышать о трагедии, случившейся тут в годы Великой Отечественной войны, будут помнить Казыр всегда.
Шёл трудный для нашей страны 1942 г. Осенью в Саяны с особым срочным заданием были направлены три инженера-изыскателя: Александр Кошурников, Константин Стофато и Алексей Журавлёв. Они должны были наметить трассу железной дороги Абакан Тайшет, пройдя по нехоженым местам без хороших карт, с минимумом продовольствия более 250 км. Но задание правительства было лаконично и строго, как приказ.
Начальником иркутской экспедиции назначили опытного инженера Александра Михайловича Кошурникова. На его счету, были проекты таких больших магистралей, как Тайшет - Киренск, Тайшет - Лена, Барнаул - Кулунда. Он строил железную дорогу Рубцовск - Ридер. Это был талантливый изыскатель. Он с желанием взялся за порученное дело.
Кошурников считал нижнеудинское направление новой железной дороги наиболее перспективным. Поэтому и решил сам провести рекогносцировочное обследование трассы в труднодоступном районе Тофаларии. В октябре отряд Кошурников а достиг Верхней Гутары. До сих пор в пос. Гутара помнят жизнерадостного начальника экспедиции, который с первого знакомства располагал к себе людей.
5 октября 1942 г. отряд Кошурникова в сопровождении проводника-тофа А. И. Холямоева вышел по основному маршруту. Задача перед отрядом Кошурникова стояла сложная: необходимо было найти проход в 700-километровом барьере, расположенном поперек Южно-Сибирской магистрали. И сам начальник экспедиции вполне реально представлял себе трудности маршрута. В пояснительной записке к смете на изыскания Кошурников писал: «Немногочисленные экспедиции, обследовавшие Восточный Саян, всегда сопровождались человеческими жертвами». Но он был оптимистом и верил в благополучный исход экспедиции.
До Казыра добрались на оленях, но дальше оставался только один путь - плыть на плоту по бурному, неизведанному Казыру. Проводник с оленями вернулся в Гутару, он последним видел в живых участников экспедиция. В конце октября 1942 г. изыскатели должны были вернуться в свою партию, работавшую в предгорьях Саян.
Наступил ноябрь с морозами и метелями. Казыр уже начал застывать, закрылись перевалы. В эфир полетели тревожные звуки морзянки. На розыски отряда Кошурникова отправились поисковые группы, поднялись в воздух самолёты авиаразведки. Но всё было напрасно, никаких следов. Поиски продолжались всю зиму, но горы хранили тайну исчезновения изыскателей. И только год спустя, 4 октября 1943 г., рыбак пос. Нижняя Тридцатка И. Ф. Степанов обнаружил на дне Казыра у Китатского порога останки А. М. Кошурникова и его дневник, объяснивший гибель отряда...
Той глубокой осенью Кошурникову и его товарищам было особенно тяжело: плыли по реке от перехвата до перехвата, но за Базыбаем им пришлось бросить плот. Кошурников писал: "Заметно слабеем, что выражается в чрезмерной сонливости. Стоит только остановиться и сесть, как сейчас же начинаешь засыпать. От небольшого усилия кружится голова. К тому же все совершенно мокрые уже трое суток. Просушиться нет никакой возможности".
3 ноября Кошурников сделал последнюю запись в дневник: "Пишу, вероятно, в последний раз. Замерзаю. Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа. Погибли Костя и Алёша. Плот задёрнуло под лёд, и Костя сразу ушёл вместе с плотом. Алёша выскочил на лёд и полз метров 25 по льду с водой. К берегу добиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду ползком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замёрзну".
Они погибли, не дойдя до жилья 52 километра.
Комсомольцы следующего поколения построили железную дорогу. Именами отважных первопроходцев названы станции. А подвиг Александра Михайловича Кошурникова отмечен высшей наградой нашей Родины - орденом Ленина.
Впервые об этом подвиге рассказал писатель В. Чивилихин в документальной повести "Серебряные рельсы", опубликованной в "Комсомольской правде" 1 марта 1959 г.
С тех пор сотни туристских групп приходили на Казыр поклониться памяти героев. Они шли тропой, проложенной отрядом Кошурникова. Связь поколений жива. Герои не умирают, они в памяти народной, а это означает - бессмертие.
[В.Ф. Красник, В краю оленьих троп, Иркутск 1985 г.]