|
ТОФАЛАРЫ, народ, живущий в Нижнеудинском р-не Иркутской обл. Населяют покрытые тайгой сев. склоны Вост. Саяна в басс. верх. течения рр. Бирюса, Уда, Кан, Гутара. По данным переписи населения 2002 - 1020 чел., живущих в основном в пос. Алыгджер, Верх. Гутара, Нерха. Самоназв. Т. - тофа, топа, тоха, тыва - восходят к самоназв. туба гр. тюркоязычных племен, потомков древних уйгур, упоминаемых в кит. летописях 1-го тыс. как дубо. Прежний этноним - карагасы - происходит от назв. одной из родоплеменных гр. Т. Совр. назв. «Т.» - множественное число самоназв. «тофа». Употребляется также назв. «тофы». Антропологич. тип Т. - катангский тип североазиатской расы с примесью центральноазиатского компонента. Большое число смешанных браков ведет к утрате традиц. антропологич. облика Т.,сменяющегося все более выраженной европеоидностью. Ныне это в основном смешанная монголо-европеоидная популяция, причем, чем моложе поколение, тем более заметна европеоидная примесь. Почти 60% детей, родившихся в 1970-1984 и записанных в метрич. документах Т., происходят из этнич. смешанных (преим. с русскими и бурятами) семей. Тофаларский яз. относится к уйгурской подгр. тюрк. гр. алт. семьи яз., имеет зап. и вост. гр. говоров. В наст. время 55,5% Т. считают родным рус. яз. В последние годы делаются попытки возродить знание тофалар. яз., введено его преподавание, создан учебник. Т. - автохтонное население Вост. Саяна. Древнейшие (неолит) археол. памятники на терр. их расселения принадлежали охотникам и собирателям. Сложение антропологич. типа Т. также восходит к эпохе неолита. По данным гидронимики можно предположить, что дотюркским населением этого района были самодийские, кетские и, вероятно, тунгусские племена. На рубеже 1-го тыс. н.э. у них появилось оленеводство. Тюркские племена туба проникли сюда в конце 1-го тыс. из горно-степных районов Юж. Сибири, продвигаясь по басс. Верх. Енисея. Приспосабливаясь к нов. природным условиям, они восприняли мн. культурные особенности местного населения и, в свою очередь, тюркизировали его. Но еще в кон. XVIII в. здесь сохранялись гр. самодийцев. Так, рус. путешественники П.С. Паллас и И.Г. Георги говорили о карагасах как о носителях самодийского яз. К сер. XIX в. Т. были полностью тюркизированы. По языковым особенностям и расселению Т. делились на зап. и вост. этнотерриториальные гр. У Т. существовало деление на 8 кровных экзогамных родов (нён): Кара-йогду, Чогду, Чептей, Кара-хаш, Тырк-хаш, Иргэ-хаш, Тенек-хаш и Сары-хаш. Каждый род вел происхождение от общего предка, имел свою терр. расселения, родовые святилища. В кон. XIX в. семьи из рода Кара-йогду расселялись преим. по рр. Утнум, Ия, Барбитай, Ишбит, семьи из рода Чогду - по р. Кара-Бурень, в верховьях рр. Додот, Кадрас, а также в Тодже по р. Хангарок, роды Тырк-хаш и Тенек-хаш - по рр. Малая Бирюса, Нерхе, Огниту, род Чептей - по рр. Большая Бирюса, Нерхе, Огниту, род Сары-хаш - по рр. Агул, Теле-хаш, Тейба, Кара-Хем, род Кара-хаш - от верховьев р. Верхняя Гутара по рр. Кизир, Казыр, верховьям р. Кан, род Иргэ-хаш - в долине р. Уды. Гр. совместно кочевавших родств. семей образовывали патронимии (аалы). Родовая экзогамия сохранялась до сер. ХХ в. Обычаи взаимопомощи, в частности обычай раздела охотничьей добычи, существуют до сих пор. Хоз-во Т. было основано на охоте и оленеводстве. Олени служили для верховой езды и перевоз- ки вьюков. (Во 2-й пол. XIX в. Т. начали заимствовать у соседей использование лошадей.) Важную роль в хоз-ве Т. играли также собирательство и рыболовство. Зимой жили в долинах рек, летом перекочевывали в горы. Стойбище Т. зимой состояло из 2-5, редко - 6-7 чумов, т.к. большее кол-во хоз-в в это время года не могло обеспечить достаточный промысел на огранич. терр. Летом стойбища увеличивались до 10 и более чумов. Как правило, стойбища находились на одном месте 2-3 недели. Запасы продуктов питания и имущество при перекочевках оставляли у покидаемых стойбищ на небольших помостах-лабазах или в срубных амбарчиках на столбах. На летниках сооружали открытые лабазы (арангас). Перекочевки совершали на 8-20 км, оленей связывали в длинные караваны (аргиш). На первом олене сидела обычно женщина-хозяйка, на следующем везли вьюк и ребенка, дальше шли вьючные олени. Хозяин и его взрослые сыновья ехали рядом. По рекам Т. передвигались на плотах и небольших долбленых челнах. Читать дальше...
|