|
Оленеводство носило транспортный характер. Верхом ездили на оленях, быках или кастратах. Последних, а также важенок использовали для перевозки имущества - вьюками в переметных сумах (барба), к-рые шили из шкур диких копытных или домашнего оленя. Существовали спец. вьючные седла (ынгыржак). Подобно тувинцам-тоджинцам, Т. садятся в оленье седло (эзер) слева - так же, как это принято у коневодов при посад ке на коня (эвенки и эвены садятся на оленя справа). Как правило, в хоз-ве было несколько десятков оленей, лишь немногие имели св. 100 голов. В 1926 в среднем на одно хоз-во приходилось 28 оленей. Пасли оленей поблизости от стойбища без присмотра пастухов. Спец. загонов для оленей не делали. Лишь во время отела их пригоняли на ночь к стойбищу, где они паслись, находясь на привязи. С сер. сент. до кон. окт. проходила случка оленей, в кон. апр. - нач. мая - отел. К этому времени оленеводы откочевывали в места весенних стоянок вблизи речных долин. Летом перекочевывали на стоянки высоко в горах, где было прохладнее, меньше мошки и больше ягеля. Почти сразу после отела важенок начинали доить. В кон. сент. - нач. окт. дойка прекращалась. Гл. объектами традиц. охотничьего промысла были лось, марал, косуля, белка, соболь, выдра, бобр, лисица, росомаха, кабарга (ради мускусного мешка - струйки), медведь, боровая дичь (рябчики, глухари, тетерева, куропатки). Охота на кр. копытных велась на протяжении всего года, в теплое время - вблизи солончаков. На косуль охотились вблизи стойбища, а за др. копытными уходили нередко за десятки километров, на несколько дней. Для промысла маралов в период гона (сент.) использовали спец. деревянные дудки (мургу), имитирующие крик самца перед боем с соперником. Применяли самострелы, хотя их использование запрещалось властями, ловчие ямы. На белку охотились в кон. сент. - окт. Выезжали на оленях гр. в 2-4 человека, каждого из к-рых сопровождала собака. На соболя - с выпадением первого снега, обычно в нач. окт. Обнаружив след соболя, охотник пускал по нему собаку, преследуя зверя по мн. часов, а иногда и дней. В кон. нояб. - дек. с увеличением снегового покрова охота на него прекращалась. С этого времени вновь охотились на белку вблизи стойбища, передвигаясь по снегу на широких лыжах, подбитых камусом (хаак). По мере выбивания белки в ближайшей к стойбищу округе перекочевывали на нов. место, на расстояние одного дня пути. В реках ловили рыбу. Осн. орудиями лова служили сеть (четки), острога (сэрээ), багор (тыртпаа), а также морды (сыген). Крупную рыбу били из ружья. Осенью шел массовый сбор сараны, к-рую сушили на зиму, а также съедобных кореньев, кедро- вых орехов, ягод, черемши, ревеня, дикого лука. Из домашних производств у Т. были известны кузнечество, обработка дерева, рога, бересты и кожи. Орнаментальной резьбой покрывали передние луки вьючных седел. Декоративной вышивкой украшали сумки, игольники, сшитые из кожи. Жилище Т. - конич. шестовый чум (алажы), летом крытый вываренной берестой, зимой - лосины- ми или маральими шкурами. Вход, ориентированный преим. на восток, прикрывали куском бересты, шкурой или тканью. Спали на земле, подстилая шкуры или берестяные полсти. У тувинцев и бурят выменивали войлочные кошмы. Вещи и продукты хранили во вьючных сумах. В центре над очагом подвешивался на цепи бронзовый котел (котлы покупали у рус. купцов) либо ставился на тагане чугунный (что характерно для соседних тюркских народов). Лев. сторона от входа считалась мужской, прав. - женской. С переходом к оседлости в нач. 1930-х гг. в поселках начали строить срубные дома. Традиц. одежда (тон), мужская, женская и детская, существенных различий в крое не имела. Зимнюю изготовляли преим. из шкур лося, марала, оленя. В кон. XIX - нач. ХХ в. уже широко использовали покупные рус. ткани - сукно и плис, а также бурятские сукна и выделанные овчины; у тувинцев-тоджинцев выменивали китайскую ткань - далембу. Рус. покупная одежда все в большей мере входила в употребление гл. обр. у состоят. людей. Зимой носили шубу мехом внутрь, сосборенную у ворота и по поясу, с глубоким запахом направо, лев. полу, обшлага и подол часто обшивали красным или черным сукном либо мехом соболя, бобра. Лев. пола имела на груди полукруглый вырез и застегивалась на 3 пуговицы: на воротнике, на правом плече и сбоку под правым рукавом. Летом носили халат, сшитый из выношенных оленьих шкур или косульей осенней ровдуги. Он имел прямой покрой со вставными клиньями по бокам и прямые рукава с глубокими прямоугольными проймами. Мужчины летом носили кафтан из ткани с сужающимися книзу рукавами. Сверху подпоясывались кожаным ремнем, к к-рому прикрепляли нож, огниво, трут, кисет. Вплоть до кон. XIX в. верх. одежду надевали прямо на голое тело. Снизу надевали кожаные штаны, подобные тоджинским. Зимним женским головным убором была шапка из оленьих шкур мехом наружу, летним - платок. Женщины носили украшения: серьги, браслеты, кольца, иногда серебряные, чаще - оловянные, серебряные накосники. Читать дальше...
|