Гора Улуг-Тайга - царица долины Малой Бирюсы.

    || 
    Саяны 2010.   
    "Запретный город" Восточного Саяна.
 
Всё будет так, как должно быть, даже если будет иначе.
 
 

.........................................................................................................................................................................

6 сентябрь
 
Вышли в 10.00
Погода солнечная. Белки пока ещё не подтаяли, кроме тех, что освещены солнцем. Краток первый миг "зимы", но невероятно ярок и красив. Пейзаж великолепен.
Предварительно замотав свои дырки бинтом, шагаю почти уверенно. За час сваливаемся на солонец. Он у нас по пути. Часа полтора тратим на поиск, возможно, быка. Ушёл с "поленом" на ноге. Было это не так давно, день-два тому. Наши поиски не увенчались успехом.
12.25 отправляемся дальше. Бродим Джугояку на "Бане" - это изба.
Далее, немного пройдя по дороге, режем долину и начинаем поиск тропы по набитому мной маршруту. Сошли с дороги несколько ранее положенного, поэтому первые поиски приводят нас в уныние. Кругом перекрестье звериных дорожек, шарлоп и валёжник. Т.е. всё, кроме того что нужно.
После небольшого отдыха принимаю решение пойти выше на поиск тропы. Минут через 15-ть выхожу на тропу, довольно приличную. Вызываю Андрея.
Уходим вверх склона по относительно твёрдой тропе. Наверху вновь валёжник, шарлоп и уже почти отчаявшись, мы обнаруживаем всё же торную тропу. По ней двигаемся минут 35-40 и выходим прямо к избе на Капитанской сопке.
Не зря говорят: "Устал, разочаровался - сядь, выпей чай, отдохни". Именно это мы и сделали на спуске, у первого ручья, прежде чем напали на тропу.
 
Мерин Сеня в мыле. После избы выбираем направление согласно навигатору вверх, хотя была ещё тропа и по склону. Этот выбор и оказался впоследствии ошибкой.
Мы вышли наверх и тропа исчезла. В поисках нужного направления мы почти до ночи резали склон и упёрлись снова в шарлоп и другой склон.
Перескочив на него и изрядно напрыгавшись по шарлопу, мы всё же увидели внизу Джугояку и поняли, что топать ещё не близко. Принимаем решение валиться в Джугояку. Искать точки маршрута не имеет смысла, они далеко, за хребтом.
Сваливаемся в Джугояку в районе Третьей ямы, у "Скалки". Вымотались до немогу. Время начало девятого. Принимаем решение ставить табор.
Завтра пойду дальше сам, потому что Андрею тянуть тропу обратно будет сопоставимо с нашим проходом по целику. Это при условии, что он не пойдёт бродами.
Если же пойдёт дорогой, а там масса бродов, затяжных, холодных и им с Сеней этот путь простым не покажется. В любом случае, завтра расходимся каждый своим путём, но оба по домам.
Пока готовится ужин, натянули тент, и разложили спальные принадлежности.
Отбились, вероятно, после 24.00. Ночью было довольно прохладно и не очень комфортно. Шум реки, как всегда, не дал желаемого покоя, и была пара часов простого забытья.
Ночь пережили.
 
 
7 сентябрь
 
Встаю в девять с копеечкой. Ноги слегка деревянные, но необходимо малость растоптать и попытаться разместить их в сырых сапогах.
Поменяв стельки лёгкие на "ходовые", немного влажные от сырости и прохлады ночи,  надеваю боевые носочки и со скрипом и охами втискиваю припухшие стопы в сапоги.
Первый из болезненных процессов завершён "малой кровью".
Протопав с котелком до Джугояки, это метров 5-7, "подправил ножки" к сапогам и, возвращаясь с водой к дымящемуся костру и газовой горелке, уже ощущал более-менее комфортное состояние для ног и проснувшееся желание умыться и почистить зубки. В общем, освежиться, что и сделал после того, как водрузил котелок на горелку.
Горелка - классная штука для похода. Легка, габаритами мала, баллоны сменные. Почти сплошные плюсы. Но приходится таскать, как и все "приятные мелочи", из которых складываются килограммы, десятки килограммов.
Мой сегодняшний вес на плечах будет килограмм на пять-семь больше стартового.
Ничего не поделаешь, придётся и терпеть, и корпеть. Кто ожидал, что мы немного не дотянем. Иначе, ничто не смогло бы заставить меня грузить рюкзак "таёжными сладостями".
 
В 10.00 "даю команду" Андрею на подъём к чаю, хотя понятно, что он уже не спит.
После дневного прохода в экстримном стиле, возбуждение психики таково, что очень редко удаётся крепко уснуть. Проспать всю ночь на берегу реки, довольно шумной ничем не проще. Перекат от брода дополняет музыку ночи. Спишь урывками, буквально отключаясь от усталости, но из-за частоты смены положения затекающего тела всё повторяется заново. Суммируя все факторы, получаем бессонную ночь.
 
Пьём чай, собираем бутор. Сегодня каждый отдельно. Андрей накидывает мне запас продуктов, от чего я возмущенно пытаюсь отказаться и всячески доказываю, что и своих продуктов ещё полведра.
Мои попытки убедить Андрея о необходимости продуктов ему самому безуспешны.
И всё же мне удалось частично отбиться. Решили после чая варить макарон.
Андрей при сборах забыл свой котёл, это и стало коренным аргументом с его стороны о ненадобности продуктов. Моё предложение взять мой солдатский котелок, а я оставлю себе крышку, которой хватит для приготовления каши, а чай смогу закипятить в кружке было отвергнуто напрочь.
 - Я же лесной человек...
В одиннадцать с небольшим макарон с тушенкой, оставшейся после ужина, был готов, и мы принялись обедать, миновав завтрак.
Я, как обычно, отвалил от котелка, когда ещё не было видно дна, услышав в свой адрес укорительное от Андрея:
 - Слабое звено. Уволю!
Ну да ладно, пусть себе бубнит. Без злобы же, а желудок мой приучен к частым, но малообъёмным приёмам.
Да и на душе было слегка полегче от мысли, что нарушив ежедневное расписание приёма пищи Андрея, отправляю его домой не с пустым животом.
Идти далеко, да и не просто. Он, несомненно, выберет оптимальный вариант прохождения, но попрыгать все же придётся. Сесть поесть его ничто не заставит, а голодный организм имеет привычку ошибаться.
 
 
11.45 Андрей уходит.
 - Ты подожди, пока до брода дойду, чтобы собаки не дурили в твою сторону.
Вот поворот влево, вероятно ступил на тропу. Смотрю вслед, оборачивается. Взмахи рук в прощание. Молчаливые, слегка грустные улыбки, взгляды глаза в глаза и конец.
Конец совместного пути. Каждый начинает путь в свою сторону, но оба в сторону дома.
Лёгкая грусть сжимает сердце и ощущение "одного" приходит мгновенно.
"Один" в этом живом мире и только сам себе выручка и подмога. Постоянный самоконтроль, дабы где-то не рухнуть, не подломиться, не пропасть.
  - Ну что, дружок, давай дружить,  - говорю рюкзаку.
Втискиваюсь в ремни, поднимаюсь и понимаю, насколько же Он пополнел от стартового.
Застегиваюсь на ремни, вешаю на шею стволыгу.
 
11.59 - Надо же, это даже не традиция, уже правило - выходить в 12-ть.
Погода солнечная, даже чересчур. Уже сейчас чувствуется, как пригрело.
Ладно. В путь. Впереди участок дороги. Насколько он протянется, покажет ближайший поворот вправо. Пошёл.
Не прошло и десяти минут, а то и того меньше, добравшись до поворота обнаружил сход на брод.
Вопрос куда идти -  левее или правее особенно долго не мучил. Идти правым берегом просто страшно! Завалено стволами, да не простыми.
Вырванные с корнем гиганты создавали хаотическое наслоение стволов друг на друга в перекрест и параллельный нахлыст.
Корневища, торчащие вертикально, создавали редуты и баррикады, сквозь которые пробираться с рюкзаком, весящим кило на 10 больше половины собственной массы просто нереально.
За такой короткий проход по дороге стало ясно и другое: Солнце сегодня "поможет" припотеть. Пот не выступает, а скапливаясь под козырьком на лбу,  затем прорываясь, просто льётся ручьём по лицу, заливая глаза, уши.
Майка уже целиком пропиталась. В общем, внешнее облачение приняло состояние "комфорта" для ходока.
Теплообмен с окружающим миром пошёл, остаётся только адаптироваться или смириться, что одинаково по определению.
Выбираю брод на островок между протоками. Глубина незначительная, но течение жестковато и скользкий камень.
 
Первый испуг от плотного кустарника и молодой поросли прошёл. Проскребаюсь, меняя периодически левый борт на правый и обратно.
Островок, хоть и незначительных размеров, однако утоптан зверем, увален валёжником и даже попал разок в участок кочкарника. Не остров, а микромир тайги в миниатюре. Всё и разом.
Долго "бороться" не пришлось, т.к. едва выбравшись правым бортом на оперативный простор прибрежной гравийки, обнаружил конец островка.
Необходимо бродить на "материк", а сердце защемило от вида того пути, который предстоит, да и путь, это определение не для данного направления.
Участок, описанный ранее, на выходе с дороги, показался в тот момент тротуаром в парке отдыха.
Делать нечего, брожу осторожно. Цепляюсь за кусты и аккуратно, на задержке дыхания, нежно выползаю на берег. Очень не хочется вновь искупаться, имея уже достаточный опыт "неосторожностей" за этот поход и увесистый рюкзак за плечами, который явно будет не в помощь купающемуся.
 
Двигаюсь, проявляя чудеса эквилибра, постоянно шепча под нос или мысленно командуя себе:
 - Только тихо, не спеша и спокойно.
Местами по стволам, местами по едва заметным проходам зверя, а где-то ощупью и ужиком, насколько возможно с рюкзаком, выскребаюсь из завалов. Чёрт, это похоже на хождение по канату, только без шеста. Рюкзак же постоянно тянет не туда куда хочется.
В конце, форсируя неизвестно откуда взявшийся приток, по висячей кочке перепрыгнул, если это вообще возможно сделать с таким другом за плечами, на твёрдую почву и попал на довольно утоптанную тропу.
По ней прошёл несколько минут и снова встрял в гущу молодой поросли и моховины. Пришлось смещаться с одной тропы на другую, таким образом, то отдаляясь, то приближаясь к руслу Джугояки.
Стараясь уйти с моховины, пытаясь обнаружить более твёрдую тропу, неожиданно слева увидел просвет.
Показалось что берег, но приглядевшись распознаю дорогу. Продираюсь сквозь плотную стену молодняка и кустарника. Боже, выхожу на дорогу, буквально метрах в пяти от выхода с брода.
Остановка. Необходимо попить воды, перекурить. Просто нужно передохнуть!
 
Достаю кружку, набираю воды. Несколько глотков "самой вкусной воды" освежают сознание.
Пить залпом не имею привычки, да и кроме усиления потоотделения, это облегчения не приносит.
 
Дорога. Немного радости. Смотрю на часы и ужасаюсь. На часах 12.59. Ровно час! Всего лишь час, как я вышел с табора, а кажется, бился в завалах вечность. Всего лишь час...
О, создатель, я двигался со скоростью улитки.
Да. Тише едешь, дальше будешь... А хочется дойти сегодня и побыстрее.
Осознав скоростные показатели, ясно понял, что должен выйти на стрелку реально(!) в районе 17.00-18.00, но сегодня.
 
Передохнул, начинаю дальнейший путь. Пока по дороге, а дальше, как ... ляжет.
Участок с дорогой оказался немногим, но всё же длиннее, чем первый. Сначала шла просто дорога, потом участок зимника.
У всякой дороги есть начало, есть и конец. Зимник плавно сменился тропой. В начале своём она довольно уверенна, расположена по берегу, над руслом.
Местами отходит от берега, немного прыгает на склон и большей части по моховине. Порой упирается в заросли молодняка и кустарника, расположенного прямо над водой. В такой ситуации приходится пробиваться глубже и где по моховине, а где-то и по кочкарнику, огибая и обпрыгивая протоки ручьёв, возвращаться ближе к берегу, к основной тропе.
Тропа очень старая, изрядно заросшая мхом, но всё-таки ещё видимая и местами твёрдая. Конечно, кое-где попадаются куски подмытого берега, и приходится обпрыгивать по целику.
 
Примерно, в районе 14.30 вышел на скальный прижим правого берега. Желания забираться вверх, несмотря на приходящие тропы, некоторые довольно утоптаны, почти торные, у меня не было.
Усталость и утомлённость берут своё. Солнышко тоже делает своё дело - испаряет.
Спускаюсь под прижим на отдых и водопой. Решение бродить именно здесь, пришло само собой. Даже и думать на эту тему не пришлось. Вернее, оно даже не пришло, просто явилось внутренне и я, попивая мелкими глотками воду, тщательно просматривал русло, прикидывая примерный маршрут прохода.
Немного погодя, оглядывая противоположный берег, увидел тёмный кусок грунта. Вероятнее всего это выход с брода от авто. Джугояку на "Уралах" ходят почти целиком, до самой базы геологов. Куски сухой дороги небольшие, даже по меркам пешехода.
 
Брожу осторожно, аккуратно, но всё равно попадаю на глубокий участок. "Уралами" набитая колея.
Течение всячески старается подцепить меня. Боремся за устойчивость. В данной ситуации рюкзак подмога. Только бы не скользнуть, не провернуться. Иначе, эта подмога превратиться мгновенно во врага и друга течения Джугояки.
Вышагиваю, чуть ли не на цирлах и всё же забираю воду левым сапогом. Незначительно, но достаточно для "освежения" стелек. Ещё чуток и выбираюсь на мелкий галечник. Ближе к берегу уровень воды резко падает.
Шагаю в направление тёмного пятна. Выбравшись на берег, обнаруживаю поросший травой зимник. Делаю остановку на дороге. Необходимо отжаться, слить воду из сапог.
 
15.10 (примерно) начинаю дальнейшее движение.
Впереди виден поворот русла реки вправо. Зимник кончается и тропа забирает слегка вверх, на склон. Моховина, следы зверей. Если живой человек здесь и ходит, то крайне редко. Крайне!
Следа коня нет вообще, возможно, скрывает моховина.
Делая довольно большой изгиб, Джугояка снова поворачивает влево. На всём протяжении этого участка пришлось пару раз подскочить вверх. Один раз обойти скалку, другой завал и приток ручья. Ещё разок пройти по скальной полке. Не очень приятно, но возможно, даже с рюкзаком.
 
Немного не дошёл до левого поворота русла, останавливаюсь на водопой. По правому берегу виден скальный "берег". Впечатление полное, словно правый приток. Навигатор же показывает, что я стою уже на притоке.
Отдохнул 10 минут, начинаю движение вперёд, к повороту. Тропа твёрдая, немного завалов и кустарника, но в целом создающая уверенное направление. У поворота, скальная стенка по правому берегу, притока нет.
Навигатор, в который раз, указывает на несуществующие водоёмы. Бывало,  не указывал и обратное. Где-то сбой. Толи программеры не дорисовали, толи ландшафт круто изменился со времён картографов.
Осиливаю поворот, и ещё не видя того, что откроется за ним, ясно ощущаю выход на "оперативный" простор.
Немного протопав по тропке, вижу открывающуюся поляну. Ровная, длинная, разрезанная как ножом по линейке двумя чертами. Это колея от авто.
Трава пожелтела, прижата недавним проходом транспорта именно в направление выхода. Первый, реальный символ промежуточного финиша.
Шагаю до упора. Перед самой косой, островок на стрелке Джугояка-Малая Бирюса, дорога уходит в брод, а по левому берегу идёт тропа.
Пара обходов поваленных стволов, пара участков небольшого прибрежного кустарника и этих 300 метров заканчиваются бродом на табор островка.
Всё, я пришёл! Время на часах 16.20
В целом, путь, проделанный мной за сегодня не очень сложен. Условно, конечно же.
Не будь рюкзака за плечами, его, вероятно, можно было бы преодолеть за пару часов ненапряжного хода. Опять же, если с конями, тоже не разбежишься и неизвестно, сколько бы пришлось проскребаться по стартовым завалам. Впрочем, углубившись в тайгу, можно было и обойти.
Броды же довольно длинные для преодоления верхом. Правда, это не помеха местному народу.
 
19.20 подъехал налив приисковиков. Направление на участок. Собрался и поехал на Большую Бирюсу. Проезжая очередной брод после Бухарино, указываю водителю место своего старта. Круг замкнулся. Мечта посетить Юрту (гора Улуг-Тайга) исполнилась. Она манила меня своей загадочностью много лет.
Гора действительно любопытна и открывается далеко не каждому, как впрочем, и все вершины Саяна.
Я пропуск получил.
 
 
8 сентябрь
 
Выезд с базы Миричуна в 10.00
Примерно до 13.00 пытаемся растянуть засевшую технику. Выдёргивается только вахтовый "Урал".
Налив и бульдозер в засосе. Испробованы все возможные способы: и в 2-е, и в 3-и машины, и с подстраховкой в дерево, и через полиспаст. Всё напрасно.
Впрочем, это было ясно и понятно изначально, но водители народ эксперимента. А вдруг!
Это сродни русскому: "Авось!" Вероятно, это авось и стало причиной, по которой налив под грузом встрял, а пришедшие на помощь бульдозер и "Урал" не осмотревшись, полезли напролом. Результат на лицо.
Дороги, которые мы не выбираем. Весь сезон здесь ходили машины, и ничего не предвещало, что в один момент, именно здесь откроется плывун.
Одной застрявшей, но всё же спасённой машины было недостаточно для закрытия куска дороги. Следующий транспорт был спасён наливом, который сейчас сидит, всосавшись левым бортом и рамой, и который не захотел пойти по луже, вслед за спасённым бортом.
Бульдозерист... ну этот вообще герой. Дерзкий парень, но мозгом оказался недалёк.
 
 
9 сентябрь
 
Прибыли в город в 2.00 с небольшим.
По пути с базы домой засветились, как свидетели ДТП.
Иномарина с дороги ввалилась во двор дома на повороте к нефтебазе. Водила явно подзабыл, что под ним не крылатый Миг, а только Surf от японского народа.
Виновник с места событий исчез. Авто лежит на крыше, вырезав пролёт в заборе словно ножницами точно по габаритам кузова. Причем, этот пролет, словно подстилка расположился ровно под крышей, не более. Преднамеренно вывалить с такой точностью пролёт вряд ли удастся, а вот "случайно", пожалуйста.
Вот вам и родина, мать её... Начинается тоска городища, бытовуха и прочая хрень в которой почти нет места для мечты и простора души. Да-а-а...
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                           
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru