Страна гор
"Край возле самого неба" - так назвал Тофаларию, горную страну в Саянах, писатель Валентин Распутин. Мало таких мест осталось на нашей планете. Здесь деревья падают на землю от старости. Здесь трудно ходить, но легко дышится… И действительно Тофалария - это музей природы и этнографии под открытым небом.
За лесами, за горами, за снежными перевалами, в глубине Саянских гор лежит удивительная земля - Тофалария. Здесь с незапамятных времен живет необыкновенный народ - тофалары. До прихода Советской власти назывались они карагасами и земля, ныне Тофалария, звалась Карагасией.
Карагасская тайга всегда была богата разной живностью и главное охотничье богатство - соболь и белка водились здесь в изобилии. Более ста видов птиц находят здесь приют, около трех тысяч различных растений в том числе и одно из сокровищ Тофаларии - родиола розовая или золотой корень, называемый сибирским женьшенем.
Сложные сплетения хребтов, заоблачные вершины, самая высокая из которых - пик Поднебесный, искрящиеся шапки снега на гольцах, глубокие ущелья и каньоны, на дне которых в вечном сумраке шумит вода, живое серебро хариуса в чистейшей струе горного потока, каменистые россыпи-курумы, снежники и ледники, альпийские луга, покрытая мхами каменистая тундра, застывшая на выступе скалы кабарга - чудесное создание животного мира - все это Тофалария.
Если верить преданиям, именно здесь, в Тофаларии, на рубеже первого тысячелетия нашей эры впервые на земле приручили оленя и сделали помощником человека.
Раскинулась Тофалария на площади более 21 тысячи квадратных километров. Там нет дорог и попасть туда можно только авиатранспортом. Она не имеет закрепленных границ.
Наиболее крупные реки Тофаларии Уда, Большая Бирюса, Малая Бирюса, Казыр, Агул, Ия и Гутара. Высшая точка пик Поднебесный (2924 м.) в центре Удинского хребта. Рядом расположена еще одна известная вершина пик Триангуляторов (2881 м.). В юго-западной части Тофаларии пик Грандиозный (2891 м.). Основные хребты Тофаларии Удинский, Агульские Белки, Гутарский, Ергак-Тарган-Тайга, Бирюсинский, Джуглымский. На юге и западе Тофалария граничит с Тувой и Красноярским краем, на востоке с Бурятией и входит в состав Нижнеудинского района Иркутской области. На этой обширной территории живет около тысячи человек, треть из них - тофалары.
Древнее землевладение
"Карагасы - исконные владетели Присаянской тайги по вершинам рек Ии, Уды, Бирюсы и Агула. Из всех племен, населяющих северную покать Саян, карагасы древнейшие. После них пришли сюда турецкие племена, затем явились монголы и, наконец, грозные пришельцы - русские завоеватели. Весьма возможно, что до прихода монголов, карагасы сталкивались с тунгусами. Люди "тунгусьей породы" и сейчас живут к северу от карагасской земли - среди солонецких бурят",- так писал профессор Петри в 1925 году.
Во всяком случае карагасы уже задолго до прихода русских были зажаты в определенные границы. Вся карагасская земля была издавна разделена между их несколькими родами.
"Давно это было, не помним сколько колен назад. Карагасы собрались всем народом на суглан и разделили между собою тайгу. Каждый род получил свой пай, каждый хозяин свою реку (так рассказывали старики Б.Э. Петри).
Эта горсточка людей - в среднем 400 человек, быть может осколок когда-то многочисленного народа занимала несоразмерно огромное относительно их числа пространство земли в 49.122 квадратных версты (52.403 кв/км., сегодня площадь Тофарарии 21.600 кв/км). Это составляло 118,1 кв. версты на человека (126 кв/км), включая детей женщин и стариков.
Достаточно беглого взгляда на эти цифры, чтобы убедиться в том, что карагасское племя, не только владевшее, но и осваивавшее и удерживавшее за собой такую территорию, должно было быть когда-то значительно многочисленнее.
Древние нормы права на землю
Охотничьи угодья (земли) издавна были поделены между родами, а внутри родов - между фамилиями (aiмак или аалы). Они передавались по наследству по мужской линии от отца к сыну, к внуку и т.д. Родовая земля делилась только по аймакам. Внутри же фамилии-аймака разделения земли между отдельными хозяйствами-семьями не было, и все братья - родные, двоюродные, дядья и т. д. - промышляли вместе.
Профессор Петри в 1925 году пишет : "Каждая фамилия имеет свои ключи и речки, куда все хозяйства, входящие в нее, отправляются к началу промысла."
Согласно обычному праву карагасов, если у кого-либо в этом году на его территории оказывался неурожай белки или соболя, то он имел право проситься промышлять на земле у кого-либо из своих сородичей. Последний мог и отказать, если находил, что у него тоже нынче плохой урожай. В этом случае можно было обратиться и к чужеродцам. Но как общее правило, карагасы не отказывали пришедшему, - "надо только просить".
Характерно, что о рыбной ловле владельца урочища не спрашивали - "где остановился, там и добывай". Если в какой-либо фамилии народится много членов, то она увеличения земельных угодий не получала, т.к. считалось, что многосемейная фамилия может пойти в случае надобности проситься к малосемейной в ее угодия, своим ведь не отказывают. Уступки своих прав на охотничьи угодия не было, а тем более продажи - никто не мог ни уступать, ни продавать - "что от отца получил, тем и владеешь". В случае если оставались от вымершей мужской ветви рода (то есть от вымершей фамилии) охотничьи угодья (урочище, ухожье), то они поступали в наследственное пользование ближайших родственников по мужской линии (сородичей) и в общий передел ни в коем случае не попадали. Вообще переделов земельных угодий у карагасов не было.
Но с наступлением XX века такого твердого соблюдения родовых границ и фамильных наделов уже не было, что объясняется главным образом натиском русских (так назыв. хохлов), а также обеднением карагас своим средством передвижения - оленями и истощением охотничьих земель.
Нарушение старинного землевладения карагасов в 1925 году
Под влиянием азиатского способа эксплуатации пушных богатств соболя делалось все меньше и меньше, а огромный спрос на пушнину двинул в тайгу значительно больше русских промышленников. Кроме того, "хохлы" к этому времени дали уже второе поколение отличных промышленников, выросшее в таежных условиях. Вся эта армия соседей из года в год все глубже и глубже проникала в карагасскую территорию, выбивая зверя, разгоняя его и истребляя его запрещенными способами охоты - плашками и обметами. Но ни разу еще пришельцы не проникали так далеко в карагасские угодья, как в охотничий сезон 1925-1926 гг.
Вот выдержки из высказываний карагасов того времени о положении в своих охотничьих угодьях, записанные профессором Петри:
"Русские хохлы по каждой речке поднимаются. Все стреляют, нам просто промышлять нельзя. Приезжают и ставят на каждом лугу коней по 30, нашим коням (на промысле) негде пастись".
Другой восточный карагас так характеризовал нашествие русских промышленников: "В осенний промысел столько хохлов на Барбитай придет - беда! Тут стреляют, там стреляют, будто война в тайге идет".
С востока проникали окинские буряты. Они всегда ходили промышлять в карагасские земли, так как в их местах "зверя нет". Кроме промысла они одновременно торговали с карагасами, увозя за разные необходимые карагасам вещи (войлоки, седла, ножи и проч.) часть их промысла, а также попутно собирая пушниной долги. В 1925 году они дошли до р. Уды, где еще никогда раньше не бывали.
В этом же году с юга из Урянхая перевалили сойоты. Впрочем, их было всего 10 промышленников. Они ходили по вершине р. Уды и по Кара-Бурени и при подходе карагас бежали через границу к себе.
Русские в 1925 году поднялись по Уде и дошли до реки Хайлама.
Новоселы ("хохлы") и тулуновские старожилы поднялись по р. Ие до р. Б.Шита и заняли весь Барбитай.
Нижнеудинцы захватили всю Бирюсу до верховьев.
Еще хуже обстояло дело с канскими промышленниками, проникшими с северо-запада. Они распространились по рекам Гутаре, Агулу, Тагулу и Туманшету. В 1925 году их пришло сюда так много, как никогда раньше. Канские промышленники ловили соболей плашками, обметами и капканами. Там, где они ставили плашки, они не позволяли карагасу промышлять. "Здесь мои плашки, я промышляю, а ты иди в другое место". Особенно туго пришлось карагасам, имеющим зимний промысел по р. Гутаре, где предприимчивым людям удалось получить арендные удостоверения на право пользования рыбными угодьями. Река Гутара и ей соседние оказались таким образом разделенными между арендаторами. Настала зима, карагасы пошли каждый в свое урочище. Придя к себе карагасы, имеющие урочища в пределах Канского округа, встретили новых хозяев, которые не пустили их промышлять, говоря: "иди - я арендовал", в доказательство правдивости своих слов показывали бумаги.
1925 и 1926 годы надо считать годами максимального нашествия русских.
Из года в год карагасы отступали ближе к Саянам. На пограничных территориях они уже давно бросили свои наследственные урочища, вытесненные оттуда пришельцами. Уже перестали "проситься" на чужую землю, а просто промышляли, где казалось лучше, где меньше было русских. Под давлением отступающего арьергарда смешались угодия центра. Пришлось устанавливать новые правила промысла. Для этого был перед началом промысла учрежден Суглан на "Успенье" (15 августа ст. стиля - 28 нов. стиля; карагасы вели свой календарь по большим церковным праздникам), на этом суглане с этого периода стал разрешаться очень существенный вопрос - кому, где промышлять в предстоящем сезоне. Решалось просто, полюбовно, без ссор и недоразумений, как впрочем, и все общественные дела у этого миролюбивого народа. Таким образом, от прежнего вечного владения карагасы перешли к ежегодным переделам своей промысловой территории.
Очень интересен способ принятия решений, описанный Б.Э. Петри (1926).
"Сидят очень степенно, говорят по очереди, спокойно. Слова не берут, а вставляют свои замечания и в конце концов вырастает решение. Длинных речей нет, но говорят порой не без юмора и вызывают дружный смех собрания. Некоторые говорят очень хорошо, плавно и красноречиво, другие отрывисто. Но есть и безнадежные молчальники.
Руководят делом старики, они выдвигают вопросы, они же главным образом участвуют в прениях. После более или менее краткого обсуждения достигается единодушное решение. Если оно не достигнуто, то обсуждение продолжается. Обе стороны взаимно делают друг другу уступки и в конце концов приходят к единому решению. Голосования в нашем смысле с давлением большинства на меньшинство у карагасов не практикуется. Конечно надо быть карагасами, мягким, уступчивым и покладистым народом, чтобы применять такой способ порядка голосования".
21 декабря 1925 года, на Большом суглане карагасы подняли вопрос об ограждении их промысловых угодий и соответствующем отведении им определенной территории, которая бы явилась их карагасским заказником.
"Должен указать, что эти требования карагас далеко не велики" - пишет профессор Б.Э. Петри. - "Обрабатывая материалы экспедиции, я провел границу карагасского заказника почти так же, как и сами карагасы, только местами отступая от нее на север, т. е. карагасы сами показали меньше территорию, чем я предположительно им отводил. В спорных местах, где отдельные заинтересованные промышленники указывали на желательность включения того или иного урочища в карагасский заказник, суглан говорил: - "туда теперь много русских приходит этой земли нам не удержать". По замыслу Б.Э. Петри, обозначенная карагасами территория (Республики), должна была быть запретна (в охотничьем плане) для населения сопредельных территорий.
6 сентября 1927 г., приблизительно в пределах, намеченных карагасами, было утверждено и образовано Центральное Саяно-Карагасское охотничье хозяйство, на площади три миллиона гектаров (30 тысяч кв. км.) с указанием национальных границ. Охота в Карагасии для инородцев была запрещена (кроме русских советских работников). Граница хозяйства проходила следующим образом:
р. Агул (ниже устья р. Ульки) до середины р. Туманшет;
р. Туманшет р. Тагул устье р, Яги р. Бирюса (ниже р. Нерса);
устье р. Нерсы по левому берегу р. Бирюсы до устья р. Хормы;
устье р. Хормы до р. Бирюсы (ниже устья р. Кэчень);
от р. М. Бирюсы до р. Джунгояк (ниже р. Неготка);
от р. Джунгояк до р. Огнит в устье р. Ходомы;
от р. Огнит до р. Уды (в устье р. М. Айса);
от устья р. М. Айса по р. Уде до р. Барбитай (в устье р. Шибит);
от р. Барбитай до р. Ии (в устье р. Песчаная, включая р. М. Шиту);
от устья р. Песчаной до р. Кирей (ниже устья р. Хунга);
от устья р. Хунги до р. Ярмы (ниже устья р. Красной);
от р. Ярмы верховья р. Зимы и Башир.
В эту же территорию входила площадь Саянского заповедника.
После проведения новой карагасской границы их заказника и за вычетом территории Саянского заповедника карагасам оставалось 27.449 кв. верст, т. е. на человека 66 кв. верст и на каждое фактическое хозяйство 343 кв. версты, при чем на одного охотника пришлось 261 кв. верста. Это составляло 56% прежней площади их исконного землевладения.
Тофалария в настоящее время входит в состав Нижнеудинского района. Она так и не была выведена в национальный округ, и не стала «республикой», как мечтал профессор Б.Э. Петри.
Примечание. Все слова в кавычках представляют собой подлинные выражения карагас, записанные со стенографической точностью профессором Петри в 20-е годы ХХ века.
[источник: сайт http://etnografia.irk.ru]