На данной странице будет размещён материал от наших посетителей, соответствующий тематике сайта и достаточно объёмный для размещения в Гостевой книге.
 
       Для размещения материала писать
сюда...
 
 
Большой Саян - 1995
 
 
Автор - Олег Добров и Наталья Яценко (Новосибирск)
Аннотация
В период с 21 июля по 2 сентября 1995 года Спелеологическим клубом "Сибирь" была проведена фотоэкспедиция "Большой Саян'95".
За 44 дня был пройден маршрут: Новосибирск - Иркутск - Култук - Кырен - Монды - Орлик - р. Сенца - р. Хойто-Гол - руч. Аршан - р. Барун-Хадарус - падь Хи-Гол (вулканы Кропоткина и Перетолчи-на) - оз. Хара-Нур -
р. Додот - р. Кара-Бурень - с. Алыгджер - р. Уда - кордон Плиты ( Нижнеудинские пещеры) - р. Уда - с. Порог - г.Нижнеудинск - Новосибирск.
Активная часть маршрута проходила по территориям Республики Бурятия, Республики Тыва и Иркутской области России.
Протяженность активной части составила: 601 км.
В том числе:
пешком 161 км.
сплав по рекам на катамаране "Кулик-2" 440 км.
Большая часть маршрута экспедиции проходила вдоль хребта Большой Саян (Пограничный), дважды пересекая его на водоразделе рек Жом-Булак - Додот и Додот - Кара-Бурень.
В ходе экспедиции удалось посетить минеральные источники Хойтогольского Аршана, вулканы и вулканические пещеры пади Хи-Гол, произвести спелеологическую разведку в районе юго-восточных притоков озера Хара-Нур, провести историко-спелеологические наблюдения в Большой Нижнеудинской пещере. Отснято около 500 фотографий.
В спортивном отношении, на наш взгляд, экспедиция может быть рассмотрена как комбинированное водно - пешеходное - спелеотуристское путешествие 4-й категории сложности.
Отдельные участки маршрута могут быть оценены в спортивном отношении следующим образом:
пешеходная часть - 2-я категория сложности;
сплав по реке Додот - 3-я категория сложности;
сплав по рекам Кара - Бурень и Уда 3-я с элементами 4-й категории сложности;
прохождение пещеры Большая Нижнеудинская - 1-я категория сложности.
Ввиду того, что столь значительный по протяженности и сложности маршрут был пройден группой численностью 2 человека, настоящее путешествие заявлено на Российский конкурс "Экстремум-95", организованный Географическим Обществом России и редакцией журнала "Вокруг Света".
 

Предисловие
Каждую долгую зиму мы живем ожиданием лета. Лета как времени года и лета как времени новых путешествий.
Почти 20 лет назад, листая книги бывалых путешественников, захотелось мне и моим друзьям побывать у истоков Енисея. Далёкими и нереальными звучали названия Орлик, Тисса, Сенца, пик Топографов, плато Ыртыган...
Теперь всё стало и проще и сложнее. Давно умерла малая российская авиация. Русский человек во многих странах, ранее входящих в состав СССР, стал восприниматься, прежде всего, как неплохая мишень. Зато стало реальным заказать спецрейс вертолёта или откупить армейский вездеход.
И вот настало время сбыться мечте и отправиться в Центральный Саян. Возможно, туристам прошлых лет наш маршрут покается несколько надуманным, но мы исходили из реальности, что проплыть по Уде можно, только выйдя пешком к её верховьям, а в Туву (ныне Тыву) лучше не соваться без танка и боевых вертолётов поддержки.
Тем не менее, маршрут получился вполне логичным и позволяющий познакомиться с целым рядом интереснейших мест нашей, пока, Родины.
И ещё... Теперь отчёты вроде бы никому, кроме их авторов, не нужны. Исходя из этой предпосылки, мы постарались сделать отчёт более личным. Надеемся, что лирические отступления не повредят технической и прочей фактологической стороне отчёта.
 

Справочные сведения об экспедиции
 
Состав группы
 
Добров Олег Георгиевич
- Спелеоопыт: пещ. Куйбышевская 5 к.с., рук., Водный: р.Сисим 3 к.с., рук., Пешеходный: Кузнецкий Алатау 3 к.с., рук.
Яценко Наталья Николаевна - Спелеоопыт: пещ. Торгашинская 3 к.с., рук., Водный: р. Сисим 3 к.с., участн., Пешеходный: Кузнецкий Алатау 3 к.с., участн.
 
График прохождения маршрута

 
Дни  в пути
Даты
 Участки маршрута
 Км
 Способ передвижения
 1-3/21-23.07
 Проезд Новосибирск - Иркутск
 
 Поезд
 3/23.07
 Проезд Иркутск - Култук - Кырен- Монды - Орлик-река Сенца
 
 а/м Урал
 4/24.07
 Проезд до устья р. Хойто-Гол
 
 а/м Газ-66
 5-7/25-27.07
 Переход от устья реки Хойто-Гол до пади Хи-Гол
 18
 Пешком
 8/28.07
 Радиальные выходы в район влк. Кропоткина
 15
 Пешком
 9-11/29-31.07
 Переход от пади Хи-Гол до озера Хара-Нур
 24
 Пешком
 12/01.08
 Радиальные выходы в районе оз. Хара-Нур
 6
 Пешком
 13-14/02-03.08
 Переход от озера Хара-Нур в верховья р. Додот
 15
 Пешком
 15-19/4-8.08
 Сплав по реке Додот
 54
 Катамаран
 20-24/9-13.08
 Радиальный выход на водопады Додотской трубы
 64
 Пешком
 25/14.08
 Дневка
 
 
 26/15.08
 Переход от реки Додот в верховья реки Кара-Бурень
 10
 Пешком
 27-30/16-19.08
 Сплав по реке Кара-Бурень
 76
 Катамаран
 30-39/19-28.08
 Сплав по реке Уда
 286
 Катамаран
 40/29.08
 Радиальный выход в Нижнеудинские пещеры
 9
 Пешком
 40-41/29-30.08
 Продолжение сплава по реке Уда
 24
 Катамаран
 41/30.08
 Переезд с. Порог- г. Нижнеудинск
 
 Автобус
 42/31.08
 Дневка в поселке Вознесенский
 
 
 43-44/1-2.09
 Переезд г. Нижнеудинск - г. Новосибирск
 
 Поезд
 
Итого активными способами передвижения - 601
Примечание: протяженность участков пути взята с карты масштаба 1:200 000 без учета поправочных коэффициентов за извилистость и рельеф.
 

Описание района проведения экспедиции
 
Описание подходов и подъездов

Проезд к началу активной части маршрута осуществлялся из Иркутска автомобильной дорогой до пгт Култук, далее асфальтированным Тункинским трактом по долине реки Иркут через райцентр Тункинского района Республики Бурятия Кырен до с. Монды, являющимся пограничным пунктом на границе с Монголией.
Далее путь лежал по улучшенной грунтовой дороге вверх, вдоль русла Иркута к перевалу Ноху из долины Иркута в долину Оки, через с. Сорок до с. Орлик, являющимся административным центром Окинского района Республики Бурятия. Этот участок пути доступен для любого вида колесного транспорта.
За с. Орлик следует паромная переправа через р. Ока. Затем грунтовая дорога идет вдоль реки Сенца. Примерно от с. Шаснур дорога доступна только для транспорта повышенной проходимости, имеющего лебёдку, необходимую из-за заболоченных участков, крутых подъёмов и бродов.
По этой дороге мы доехали до устья р. Хойто-Гол. Далее продолжая ехать по этой дороге, можно доехать до начала подъема на перевал Чойган-Дабан, ведущему к урочищу Чойган и минеральным источникам на реке Чойган-Хем в Республике Тыва.
На всех участках этого пути мы пользовались заранее заказанным в Иркутске автомобилем Урал и далее попутным автомобилем Газ-66, следующим из Орлика к перевалу Чойган-Дабан.
Регулярное автосообщение существует на участке Култук - Кырен. Затем время от времени, без расписания, ходят автобусы или вахтовки из Кырена в Орлик. Возможно добираться до с. Монды попутками, следующими в Монголию.
Последний пункт, где возможна заправка бензином и дизтопливом - с. Монды.
Вверх по реке Сенца возможен подъезд только попутным транспортом.
Возможен заказ спецавиарейса до с. Орлика из аэропортов Кырен, Иркутск, Улан-Удэ.
Из конечной точки активной части маршрута с. Порог Иркутской области дважды в день в 10-00 и в 18-00 ходит рейсовый автобус в г. Нижнеудинск. Возможен сплав непосредственно до Нижнеудинска.
Аварийный сход с маршрута возможен в с. Алыгджер в среднем течении реки Уда, куда примерно дважды в месяц летает вертолёт из Нижнеудинска. Возможен заказ спецрейса и вызов санрейса. В зимний период с февраля по апрель в Алыгджер по руслу Уды прокладывается автозимник.
Далее аварийный выход с маршрута возможен от устья р. Огнит и кордона Плиты. Кроме того, ниже Миллионного порога на Уде много рыбаков на лодках с мотором.
В остальных частях маршрута аварийный выход весьма затруднён. Постоянно пастухи Бурятии находятся в районе р. Жом-Булок, ниже озера Хара-Нур. Затем охотники тофалары могут быть встречены на реке Кара-Бурень. На участке озеро Хара-Нур - река Кара-Бурень места полностью ненаселенные.
Аварийный выход рекомендуем по трассе маршрута экспедиции.
::Другие материалы по теме::
    ПЕШЕХОДНЫЕ МАРШРУТЫ
 
 
 
 
 
 
 
    ВОДНЫЕ МАРШРУТЫ
 
 
 
 
 
    ЗИМНИЕ  ПУТЕШЕСТВИЯ
 
    СМЕШАННЫЕ МАРШРУТЫ
 
 
 
 
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                              
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru