Завершился сезон 2011, Восточный (Центральный Саян).
У нас выпал снег. 31.10.2011 – затянувшееся ожидание белого покрывала.
А когда-то отмечали праздник Покрова… и острог, положивший начало в освоении края под названием Карагассия (Тофалария) он же Центральный Саян, именовался как Покровский городок. Заложен был именно в праздник Покрова, 14 октября в 1648 году.
«Место угожее!» — сказал урядник Петр Михайлов и воткнул кол посреди широкой поляны. Было построено зимовье из нескольких изб, которое в честь праздника Покрова было Названо Покровским городком (Покров — 14 октября или 1 октября по старому стилю).
Столь краткий экскурс в историю лишь повод к рассуждениям о «причудах» погоды и вялое обоснование запоздалого отклика по Итогам сезона 2011. Как-то повелось, что размышления о прошедшем выходили по белому покрову, т.е. снегу. В пору, когда уже улеглись яркие переживания от походов и всяческих забросок, от проблем и нестыковок, и прочих сомнительных, скоропалительных решений.
Итак. Лирика хорошо, но проза данность жизни и от неё не скрыться. Поехали!
Сезон 2011 ничем особым не отличился от прочих. Т.е., горы и реки на месте; зверёк то есть, то прячется; косяки людские бессмертны; погода… А вот с погодой не всё в порядке в «датском королевстве».
У нас была большая вода. Нет, неправильная формулировка. У нас была БОЛЬШАЯ ВОДА! Да-да. Все рассказы о годах минувших лишь дело случая, стечение условий и обстоятельств.
2011-й, вероятно, войдёт в памятки, как год начала «новой жизни» в Саянах. Либо будет считаться самым нетипичным по погодным условиям среди последних десятилетий. А может это и есть беда планетарной экологии, и нам её суждено было увидеть в реальном времени. Судя по «образцам» курьёзов погоды в других местах Землицы, нам везёт немыслимо. Центральный Саян оберегаемая территория. Дожди, вода повсюду, переполненные реки.
Относительно Нижнеудинска. Здесь всё было тихо и мирно. Весь июнь горели по округе, ни капли осадков. В горах начали гореть с апреля, а в июне начали считать дни без дождя.
По причине «гулящей погоды» абсолютно малому числу групп довелось заброситься в горы с ходу, с поезда.
Минимально 2-е суток приходилось «сидеть» в ожидании на берегу р. Уда в Нижнеудинске. Либо, загорать на устье р. Джугояка. Именно в устье р. Джугояка, а не на повороте р. Малая Бирюса. Кто бывал в этих местах, поймёт, каково Оно было.
Уровень в реке Малая Бирюса, поднявшись ранее обычных сроков паводков, это середина июля, подскочил в третьей декаде июня и за редкими моментами стабилизации, продержался до конца августа. Вот так.
В связи с тем, что погода в «загуле своём» не давала забросить людей вовремя на старт, прошу прощения за не всегда комфортное размещение на постой. Табор в черте города дело весьма проблематичное, посему с размещением некоторым, мягко говоря, не подфартило. Опять же причина – высокая вода в р. Уда. В плацкарт доступа не оказалось, пришлось мяться в тамбуре, даже не в общем вагоне. И так бывает.
Ожидание не приносит радостных эмоций никому, но, вероятно, кто-то затаил на меня обиду за «базирование». Ну, чтож, так получилось. Хотя, насильно никого не якорили. Предлагали мы, Вы соглашались.
Есть. Первая черта сезона проведена – погода, вода.
Люди-люди…
Уже редко обращаюсь к народу с просьбами присылать фото, видео и, тем более отчёты (описания). Некоторые, правда, обещают. Кто весело и браво, а кто-то вяло-лениво. По опыту сезона 2010, честно говоря, не ожидаю прибавления от сезона 2011. Честно говоря, понимаю, не обижаюсь, но сожалею о потере притока информации.
Случился и очередной казус с исполнением обязательств. «Тёплый» привет команде из Новокузнецка под предводительством пивмэна - Савилов Игорь Геннадьевич, Новокузнецк (Пиво), Директор ОП (так, Это значится в переписке). На оговоренный срок и место выхода с маршрута команда не явилась. Оплаченный транспорт простоял в ожидании группы на три часа дольше срока оговоренного изначально (по дополнительной оговорке). Естественно, за доплату. Простоял и уехал с точки встречи группы п. Талая (стандартное место выхода).
Через час, обозначенная команда объявилась на связи с просьбой забрать их из п. Георгиевка?!
В ответ на своё праведное возмущение получил абсолютно ломовое утверждение: «Вы что-то напутали, Евгений!» (К слову, напутали ещё несколько человек из моей команды и каюров.)
Да, действительно, я попутал. Нужно было спать спокойно и не дергаться. Какая проблема? Подумаешь, обещал. Ведь не ожидал же, что партнёр из г. Тайшет будет в отъезде и вне зоны связи. Какая беда в том, что у людей (более десятка человек) обратные билеты на руках и срок выхода подпирает?
Вместо этого я, как дятел, простучал весь Тайшет, нашёл и нанял людей для отработки группы. Само собой сам явился гарантом в оплате. Проще – проплатил, хоть и по факту позднее. Нанятые люди своё отработали и заработали. Группа из Новокузнецка выбиралась самостоятельно, а я что-то попутал в этой жизни. Вероятно, прошлогоднего «опыта» было недостаточно. Кстати, тоже с группой из Новокузнецка. Два случая – это много. Третий становится правилом.
С народом из Новокузнецка работаю давно и, два случая, скорее исключение из этого народонаселения, но… Но работать на «честное слово» больше не буду. Накладно, знаете ли!
Эх, люди…
Иногда приходится помогать людям на маршруте заброски. Кого-то вызволять из болотины или плывуна, кому-то подмогнуть в ремонте или «оздоровлении». Это реальная, абсолютно нормальная ситуация на дороге. Однако бывают случаи иного характера и это где-то забавно, где-то тревожно.
Случай первый. Забавный.
Помнится, год 2009-й был славен одномоментно объявленным кризисом. Т.е., когда он уже «бушевал» по всей планете, у нас Его не было… Но, после новогодних праздников нам объявили и о его приходе. Видимо Дед Мороз нас сдал! А может Снегурочка?
Однако, о теме. Так вот, всякий, обращающийся с просьбой о заброске, или из любопытства, не преминул упомянуть о тяжести «Кризисной ноши» и желании получить Бонус в форме снижения цены услуги. Здесь будет уместным упомянуть и тех, кто узнавал о Кризисе на поляне, т.е. на стрелке р. Катышный – р. Застрянка. Эти не торговались изначально, их в большей степени интересовали условия и исполнительность (как положено!).
Я, со своей стороны, играть на ценах не имею возможности, да и желания, если честно. Есть оговоренная и описанная услуга. Думается, большинству до глубины души наплевать, что в цене заложены интересы нескольких сторон, участвующих в процессе. Для большинства важна цифра! Да цифра! Даже не условия проезда и репутация, а цифра. Посему, ценник не обсуждаю. Не барское это дело.
Так вот, в 2009-м, было много шума на реке (р. Малая Бирюса) и на поляне о «нехорошем» дяде Худанине, который бросает людей на трассе, не довозя до точки. Он же «морит» их на огороде, прежде чем соизволит забросить и т.д., и т.п. Грозились прославить дядю Гену на всю Сеть и обещали конец его «карьеры».
Честно скажу, слушал и душевно хохоча, дивился этим людям. Странные они. Сами «упали» на ценник, а другие что-же, не такие? И вот, не появившись в сезоне 2010, дядя Гена объявился в сезоне 2011.
Можете не сомневаться – цена! Она может быть ниже на штуку или две, и вопрос решён.
Увы, и мне с «моим» транспортом, в очередной раз пришлось вынимать(!) худанинскую машину из такой задницы, в которую, в очередной раз, мог попасть только, и именно Он. Другие там не ездят!
Вынули, в прямом смысле, только по причине того, что был с людьми на заброску, и на поляне его ожидала выходящая группа. Правда, в этот раз, принципиально, оказали ему платную услугу, дабы научился говорить: «Спасибо». Взяли немного, но символично.
Призывать никого не буду к разумному подходу в вопросах транспорта. О себе подумайте!
Случай второй. Вот уж точно. – О себе подумайте.
Забрасывая крайнюю группу сезона, совсем не хочется заполучить в конце пути неожиданные хлопоты. Это факт.
По пути на Катышный «встретили» группу «кающихся бородачей» на Половинке (р. Мэдэкэ). Почти слёзно просят забрать на обратном пути в город. А каков он будет, обратный путь? И когда? Это дорога! Это река! Это горы! Добраться бы для начала по назначению.
Рекомендую «богомольцам», так мы их окрестили для себя с первого взгляда (да и до момента следующей встречи так и думали), договариваться с транспортом, идущим на город. А таковой, кстати, был и не один.
На их увещевания о том, что они готовы ждать именно наш транспорт, если я дам согласие именно сейчас, повторяю рекомендацию и даю команду своим на продолжение пути к пункту назначения.
Прошли маршрут довольно комфортно и без лишних напрягов. Вода в Бирюсе, благо, была на проходном уровне. По возвращении было одно пожелание – доехать домой и не напрягаться излишне. Посему, подъезжая к Половинке, искренне хотели никого не увидеть. Увы! Так бывает, и довольно часто. Желаемое не дружит с действительностью.
«Богомольцы» таковыми не оказались. Группа бродяг из Донецка, вышли с маршрута со 100%-й уверенностью на выезд попутным транспортом.
Народ разновозрастный. Вокруг меня суетятся молодые «бородачи» с расспросами: «Когда поедем?»
На мой вопрос: «Почему не выехали раньше? Ведь были машины до нашего приезда».
Ответ: «Мы ждали Вас».
«Вашу мать…» - урчала селезёнка.
В процессе «общения» задаю пару вопросов об их маршруте. Пару раз интересуюсь кто же старший, не получив при этом ответа. После раза третьего, наверное, ответ всё-таки прозвучал, но скорее в форме вопроса, обескуражившего меня.
Молодой «бородач», наиболее активный среди всех: «Старший Я, но вы, наверное, хотите поговорить о цене?»
Не буду лукавить, вопрос цены всегда актуален и, если имеется возможность снижения общей себестоимости мероприятия, то это только приветствуется. Людей с трассы за деньги, правда, ни разу вывозить не приходилось.
То, в каких интонациях была произнесена эта фраза, вся обстановка разговора, вызвали во мне неподдельный интерес к вопросу: «А на что, собственно, может рассчитывать группа бродяг в этих краях, в сложившейся ситуации, да ещё с таким командиром?».
А командир не подарок! Взялся рассуждать на тему, что мы уже получили оплату за работу и они, «де, чуть ли не дар господень на нашем пути со своими деньгами». Вот так. Ни много, ни мало. Возможно, я перебираю, но в тот момент виделось именно так. И я решил «поторговаться», захотелось попить крови у «старшего».
А ситуация мне известна, как никому. Мой транспорт единственный на эту пору. Транспорт артельцев, это от чего отказались «богомольцы», да и упасть на него удается редко (свои пассажиры почти всегда), а тут такая ватага «молодцев».
Собственно, о цене. Во сколько люди оценивают свои жизни, доверяясь на подвоз, как впрочем, и на заброску. Я, решая вопрос стоимости заброски на сезон с владельцами автотранспорта, оговариваю многие позиции, но в основном касательно трудозатрат и окупаемости транспорта. И это понятно, ведь автовладельцы технари, но ответственность воспринимается в полной мере. Люди не железяки и это тоже часть условий и соответственно цены.
Потенциальные пассажиры, как правило, не задумываясь об этом, рассуждают об уровне цены поверхностно. Чтож, люди, как люди… (классика).
Я не считаю сложившееся ценообразование нормальным, но оно учитывает приоритеты сторон участвующих в оказании услуги и безопасность на первейшей позиции. Таков подход мой, за других перевозчиков даже не обсуждаю, потому что насмотрелся разного.
Возвращаясь к «богомольцам», по их запросу я озвучил «свой интерес», точнее скорректировал цифру озвученную ими. Их в немалой степени поразила обозначенная сумма – 10 тысяч рублей за вывоз более 10-ти человек из тайги, за 150 км от ближайшей жизни или 8-10 часов хода на авто. Плюс та самая ответственность за их жизни(!) коллектива из 3-х человек (2-а водителя и я).
Видя происходящее в стане «богомольцев» для меня стала ясна вся безысходность их положения, и я потихоньку дал команду своим готовить транспорт для приёма людей. Моя жажда «крови» утолена.
Впрочем, изначально было ясно, что мы будем вытаскивать этих людей, но не ожидалось подобных дебатов, причём целиком со стороны просителей. А дебаты оказались достаточно бурными. Старший из «богомольцев» явно потерял ощущение реальности происходящего. Человек, не имеющий достаточной информации, слегка ошалевший от неожиданности поступка «кровососа», в моем лице, явно расстроился. Его понесло в рассуждения. Парень не понимал, что я могу послать их «в добрый путь» и уехать спокойно, без забот. Да, парниша не дорос ещё до титула Старшего, не понял, что именно Он несёт ответственность за их жизни. Нехрен меня учить, где и за что брать, не я проситель.
«Беда» в том, что не могу бросать людей (сам бывал в пролёте, при своём опыте в этих краях!). А посему, прояснив ситуацию жадности народа («испив чашу крови страждущих»), в очередной раз вывез людей буквально на ЖД вокзал, за запоздалое спасибо и пожелание узнать мой адрес (непонятно, правда, для чего). А он прежний tofalaria.ru.
Вывод прост. Люди, не рассчитывайте на слепую удачу. Если кто-то, где-то сказал или отписал о попутном транспорте, это не есть аксиома. Два-три человека не проблема, но и это под вопросом. А десяток или более – это почти пи…ц!
Учитывая расходную статью мероприятия, вносите коррективы. Цените, именно цените, свою жизнь и труд (профессионализм), плюс ответственность тех с кем предполагаете сотрудничать.
Блудить и теряться в тайге – традиция 2011
В сезоне произошла нашумевшая история с пропажей группы в районе Заказника Тофаларский, западные границы.
Всё, как в кино. Спасательные службы, телевидение, радио, нелётная погода, высказывания «разных специалистов», звонки близких и родных. Ни как в кино – это звонки мне: звонки с просьбами и «обидами» на служащих заказника, звонки с «угрозами» в адрес всех и вся.
Ребята, я бы рад помочь, но слишком далёк от событий и кроме рассуждений и поддержки ничем более не могу.
Народ же бродячий, который совершал прогулки по Подмосковью да выходы в Крыму, пусть лучше не суётся в Саян. Да-да! Именно не суётся!
Увидеть Красоту в кино ещё не есть повод ощутить себя могучим, а главное способным на преодоление пути к увиденному.
Это было раз. Теперь два.
Уходя в поход, просветите родных, близких, знакомых о деталях маршрута. Укажите более реальные сроки выхода и оговорите прочие условия, а лучше имейте с собой связь.
В противном случае родственники начинают бомбить МЧС, а те в непонятках, потому как у них никто из потерянных не заявлялся и чем и как помочь, а главное где(!) они не в курсе. Посему, так же начинают обзванивать знакомых и причастных, и меня опять же, как знакомого и причастного. А мы все ничем помочь не можем. Нечем помочь.
Предполагаю на будущее: при заброске, производить оформление состава группы в письменной форме от старшего группы, со всеми деталями. Причина, надеюсь понятна.
В сезоне 2011 мне пришлось выслушать просьбы о возможности помочь трижды. Трижды! Вдумайтесь только. Больше не хочется слышать кто такой, «на самом деле» Шойгу, какой нехороший Богатырь (заказник Тофаларский), какие «бессердечные» люди в администрации и прочее. Каждая из упомянутых и неупомянутых персон по-своему уникальны, но никто из них не загонял самоуверенных дятлов в тайгу. И это факт.
Конечно, все случаи 2011-го, относительно благополучно завершились, но их могло просто не быть.
Люди, «нашедшие» пропавших, вынуждены были лишить себя намеченных планов. В их задачах не предполагалось наткнуться на опухших, потерявшихся в тайге «бродяг». Им поклон за соучастие в беде, а это беда, затеряться в тайге.
Любите и уважайте близких, уходя в тайгу, думайте о них не в меньшей степени, чем о безопасности и товарищах по тропе.
Всем добра и лучших маршрутов.
P.S.: Ещё об одной теме коротко. Ценник по коням очень чувствительная тема. Пришлось решать почти под самую заброску, пользуясь связью технической, т.е. общаясь заочно и через представителя. Для меня лично, конная услуга самая(!) хлопотная. Причина – человеческий фактор. Время для каюров, несколько отличная субстанция, нежели для горожан. Суммируя эту, очень важную позицию, плюс не особое трудовое рвение, «активное» желание «заработать» получаем некоторые изъяны в общем процессе оказания Услуги.
Вот и в этот раз, когда был решен окончательно вопрос по цене, все заявщики было осведомлены. Но в момент отработки первой группы выяснилось, что ценник «не совсем тот». Думаю, никто не считает, что я не имею своего интереса в конях. И это истина. Организация коней тоже работа. Возвращаясь к указанному моменту – вся «прибыль» ушла на погашение «не того ценника». Люди приехали, их уведомили, они готовы платить, но не торговаться. Этим можно заниматься при случае(!) или по собственной инициативе изначально. При случае, если таковой подвернётся(!).
Само собой, все остальные группы были уведомлены об изменениях, кроме одной. Мой прокол. Пермяки, прошу прощения. И хотя Ваши затраты увеличились незначительно, все же неприятный «сюрприз» для меня. Особенно в конце сезона. Каюсь и выражаю признательность за понимание.