::От редактора::
       Главная                Тофалария                Тофы о Родине                Про связь                Фотоцентр                Контакт                           Гостевая книга
   Привет, Мир!
 
Прошёл сезон, и вновь подводим маленький итог с лёгким разглагольствованием и словоблудием по живым темам. А как без этого, чисто тоска. Ну, хочется иногда высказаться, себя пожалеть, других повинить. Таковы мы по природе.
 
Есть вопросы, и есть ответы. Ответы скорее для себя, может для понимающих и сочувствующих, вопросы же для всех желающих посетить Саян и не знающих еще, на что обратить особое внимание. Главное в этом деле начало(!) – заброска. Как и с кем? На что соглашаться и из чего выбрать?
 
Вот так выглядит список из наиболее волнующих  и частых вопросов, задаваемых при встрече и знакомстве с людьми. Иногда они возникают уже в процессе заброски, а порой при знакомстве на Катышном с людьми обнаруживающими, что их подкатили не так «как это делаете Вы» или « а почему нас там высадили, а Вы подвозите сюда» или «насколько это дороже?»:
 
Остановимся на более традиционных вопросах:
 
Все кому это интересно могут прояснить ситуацию для себя, а возможно и не только для себя, прочитав данный материал. Те же, кого всё устраивает из их опыта забросок, могут игнорировать  данный материал. От добра, как говорится, добра не ищут. Думается, все разъяснения достаточно полны и, главное честны.
 
- Зачем это тебе?
 
Впервые этот вопрос прозвучал по дороге из Покровска в Нижнеудинск. Где-то на заброшенном создателем куске земли, в самом сердце тайги на трасе образовалась огроменная яма, бассейн с грязевой жижей, и в этом месиве затонувший почти под самую крышу трактор. Не маленький надо сказать инструмент весьма легко уместился в «ванночке».
 
Неподалеку, у самого края дороги за редким кустарником, стоял второй такой же, почти подтопленный и, кажется, подломившийся.
 
Я возвращался с Чело-Монги, почти в самом конце сентября, как обычно на попутном транспорте золотарей – конвой наливников.
 
Кроме меня ещё имелись пассажиры. Мы вынуждены были остановиться на этом месте, если не сказать подзастрять, потому как необходимо было найти выход из возникшей «ловушки».
 
Трактора, прибывшие на устранение возникшей проблемы, сами встряли по самые нехочу (тем самым, становясь продолжением проблемы) и, во-вторых, среди конвоя имелись поломки у двух машин. С такими проблемами ходом до города не дойти, необходимо подлечиться немедленно.
 
Да уж, удалась та осень!
 
В связи с образовавшейся «паузой» в пути, возле костерка собралась небольшая группа людей. Кто подогревался чайком, кто подкреплялся по-серьёзному. Впрочем, были  и просто находящиеся рядом, не вступающие в разговор, да и занятой народ иногда подходил, отхлёбывал чайку, перекусывал и вновь отходил для продолжения ремонта техники.
 
В кругу постоянных седоков завязался весьма жаркий спор о жизни, о власти и властителях. Как это бывает всегда, страсти раскалялись, громкость и крепкость высказываний усиливались.
 
Был среди оппонентов дядька, некий изобретатель ловушек для золота. Возвращался с приисков с наработанными образцами, ну и, вероятно, какими-то результатами.
 
Прибыл он на участок со вчерашней группой конторских и, не мешкая, катит в обратку. Как оказалось дядька «старой» закваски и ярый сторонник коммунистов и, естественно Зюганова.
 
Изначально, его мягкие доводы и попытки убедить, возможно, даже склонить собеседников на свою сторону явно не удавались.
 
Дядька уже изрядно нервничал, перестал чураться крепких выражений, нервно поедал бутерброды и тушёнку с хозяйского стола. Не бросая попыток в убеждениях, он старался приводить новые и доселе неозвученные доводы. Периодически отходил к кустарнику в сердцах ругаясь, затем вновь возвращался к таёжному столу, скромно хватал очередной кусок еды, и вновь удалялся.
 
Процесс этот длился уже достаточно долго и нервы у дядьки сдавали окончательно, так как собеседники больше ухмылялись в промежутках между дозами подогревающего (горячительного) напитка и вставляли безапелляционно свои доводы, тем самым, распаляя дядьку окончательно.
 
Я же находясь в позиции стороннего наблюдателя, не вклинивался в разговор, понимая всю его бессмысленность: то слушал речи, то терял контакт с дискутирующими, уходя в какие-то свои мысли, порой в лёгкий дрём с открытыми глазами.
 
И вдруг в какой-то момент слышу фразу дядьки: «… и этот бездельник тут шарится по тайге! Что он делает? Зачем и почему он здесь? Работал бы где-нибудь, а не шастал...»
 
«Забавно, а не более как час-полтора тому назад на вопрос что я здесь делаю?», - получив ответ – «топчу землю», ничего предосудительного не прозвучало, а стало быть, и не подумалось.
 
Не раз и не два слышал я вопрос этот или похожий по содержанию, и всегда отвечал, что хожу мол, смотрю. Немало удивления, порой непонимания вызывал в людях мой ответ.
 - «Ходишь?! Смотришь?! А зачем?»
Следом, как правило, звучало – «А на что живёшь? И как это просто ходишь! Не может такого быть. Зачем-то ходишь!»
 
Честно говоря, никогда не задумывался, зачем и почему. На Гостевой был отмечен вопрос о причинах такой(?) любви к Тофаларии. Ответил, что на Земле так много прекрасных мест и так много где хочется побывать, посмотреть. На мой ответ человечище выставил реплику:
 - Так ведь и я о том же!
Значит, не ответил я.
 
Видимо, нет ответа на вопрос, во всяком случае, у меня. Просто так получилось и Тофалария тут ни причём - это Центральный Саян. Хожу и топчу, потому что тянет, потому что иногда надоедает людское общество, потому что просто(!) хочется. Можно ещё перечислять потому что, но думается этих потому у каждого хватает своих, и люди едут (летят) побродить, сплавиться, пошататься по горам и лесным тропам.
 
Вот ещё один недавний пример. Встретился со старым знакомцем. Спрашивает – «куда ходил или собираюсь?». Затем, так с лёгким подходом начинает выяснять, с какой целью и не по геологической линии ли.
 - Нет – отвечаю, - с геологией не связан.
Не отстаёт, пытается выяснить наводящими вопросами, и в конец просто глушит меня:
 - Ты не по золоту…, а может с кладами работаешь, а то мы могли бы…, если что свистни, имеется всё оборудование и прочие приблуды. Немного лишних  денег найти не помешает!
 
Я до того офигел от неожиданности поворота, что сначала не нашёл что ответить, а потом с охватившим меня смехом говорю:
 - Да, Витёк, конечно же, я понимаю, что золото Колчака до сих пор покоя не дает, и явно не помешало бы его найти. Так сказать лишние деньги не помешают, пригодятся.
Витёк слегка смутился, а я продолжаю:
 - А ещё, Витя, есть Ханбургуд. Говорят, Чингиз-Хан захоронен там, ну и курган хана тоже не помешает.
Смотрю Витёк фигеет, и я начинаю ему сообщать, что хожу, чтобы другим рассказать, а потом, возможно, помогаю в качестве услуги попасть в те же места.
 
 - Ах, вот как?! – то ли рассеянно, то ли  с долей удивления, то ли от непонимания, то ли ещё по какой причине отвечает Витёк, явно недовольный таким развитием разговора.
 - Да. Представь, не более!
 
Так и расстались. Витёк в лёгком недоумении, привыкший в тайге бывать только цельно: рыбалка, охота. Иначе, зачем?
И я с вопросом – зачем? Почему?
Не знаю. Так получилось и продолжается.
 
С организацией заброски всё ПРОСТО! Сам неоднократно сталкивался с проблемой заброски и выхода. Вопрос решаемый, но… Приходится где-то узнавать, кого-то просить, хлопотать, ждать и т.д. и т.п. Не кайфовое это занятие. А что делать людям, которые приезжают и начинают искать ничто в нигде? И как быть когда «просят» за это невероятно сколько?
 
Подумалось однажды, пусть будет хоть немного ясности и минимум унизительности. Пусть люди достойно доедут и отдохнут, не выслушивая при этом реплики разных козлов (к сожалению такие бывают, знаю по факту!) и повидают своими глазами красоты Саяна. Ничего в этом сверхординарного нет. Для этого собственно и создан и работает сайт, хоть изначально всех этих позиций не было даже в фантазиях. Это сейчас он разросся до РЕСУРСА, на котором есть всё(!) о маленьком участке Саяна, Земли.
 
- Сколько человек работает с сайтом?
 
Что касается работы по ресурсу и создания как такового, здесь ответ ещё более прост – ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ. Не было никакой задачи изначально, да и не предполагалось, что этим буду заниматься я. Так получилось. Работаю один.
 
- Почему такие цены?
 
Частенько звучал вопрос цены, причём не как факт нарекания, а скорее адекватного понимания положения. Были те, кто считал цену завышенной, так же и те, кто считал её реальной и более чем приемлемой в сопоставлении с ценами на услуги, что называется под «боком».
 
По причине того, что группы, как правило, собираются довольно большие, общая цена на члена группы БОЛЕЕ ЧЕМ приемлемая, даже при условии снятия с маршрута на финише с доставкой на ЖД вокзал.
 
Один весьма пожилой дядюшка сообщил, что у них при всей сумме затрат на члена группы выходило что-то около 6 500.00 руб.
 
Конечно, если группа менее 10-ти человек цифра несколько выше, но, опять же упомяну фразу человека из другой группы: «Отдых в ближайшей санаторной зоне от 2 500.00 руб. в день! Для меня это более чем приемлемо! Да и на природе же. Рыбалочка, народ свой!»
 
О завышенной цене пришлось услышать, как это не странно от человека, занимающегося так  же заброской туристов на Катышный. Мне показалось несколько странным услышать это от человека, который рьяно объясняет насколько дорого обходится содержание «Урала», как невыгодно иметь такой транспорт – «Один только плюс, проходимость», как высока цена топлива и, как жить в таких условиях». Однако убеждение в завышенности(?) цены не мешает ему брать именно «завышенную(?)» цену с туристов. «Мне же это выгодно!»
 
Я всегда считал и в очередной раз убедился, что туристы народ беззлобный. Они, конечно, поворчат в начале пути, в период сборов, в пути, если возникнут проблемы, но не более того. Просто изначально этот народ понимает и настраивается на то, что могут быть проблемки. Но, прибывая на место все неприятности, имевшие место в долгом пути отходят на задний план, и нет благодарнее народа, чем эти бродяги, какого бы возраста они не были. Главное не менять правила и своевременно сообщать все позиции. И тогда, если народ приехал – он согласен со всеми условиями и просто необходимо выполнить обещанное.
 
Я знаю это, потому что сам из таких и желаю именно такого отношения к договорённостям. А, зная это, не имею права подвести этих людей, потому всячески стараюсь сделать доставку наиболее комфортной. В имеющихся условиях сделать это довольно не просто, но возможно. Конечно, если есть желание это делать, а не просто рубануть бабло в сезон, так сказать.
 
Я работаю, именно работаю(!) в этом направлении, уже не один год. Работа хоть и не пыльная, но довольно хлопотная и затратная. Любой, кто хоть мало-мальски имеет представление о том, что такое работа с ресурсом, сбор информации и цена всего этого, думаю, без объяснений поймёт меня. Для других же сообщу одну маленькую деталь. После моего обращения поделиться картами 1:100 000 у кого таковые имеются, откликнулось только(!) три человека и я им искренне благодарен. Но количества материала явно не хватало для покрытия всего региона, потому что люди подбирали для себя нужное и поделились им со всеми(!). В данный момент имеются все карты, необходимые для путешествий по региону и за это пришлось немало заплатить. Пользуйтесь – это для Вас! Почти 2 гигабайта  информации! Видео, графика, описания. Всё для полноценного ознакомления с территорией. Пользуйтесь!
 
Цена всей услуги складывается из общей суммы расходных позиций. Первое – это конечно транспорт. Кто может оплатить вертолёт, тот обращается только за консультациями и, заходя на ресурс, использует всё, что необходимо ему. Я рад, что кому-то смог помочь в этом.
 
Кому не по силам крылья едут на авто. Как указывалось чуток выше – «Урал» машина весьма дорогая, если… Вот это если – если она не живёт в халявном режиме. Что же это в халявном? Запчасти и горючка. Вот две позиции, по которым можно опустить ценник на пару-тройку тысяч и срубить деньжат с туристов. Дешевле же, чем у других!
 
Со всеми, кто занимается заброской туристов, я работал или пытался работать в той или иной степени. Частники народ своеобразный! Есть желание подзаработать, но не всегда (мягко говоря) имеется рвение сделать это достойно, по-человечески.
 
Никто из них не ездит в кузовках в таких же условиях, в которых они возят людей. Везут как дрова, условно конечно, но справедливо. Кузова у некоторых металлические, сиденья по бокам, это в лучшем случае. Мало приятно пребывать в таких условиях в течение 14-16 часов, потому люди и рвутся к бортам постоять, так как мягкие места уже давно не мягкие, да почти примерзли к транспорту, а не из рвения к созерцанию окружающего, как это думают иные водители. На мой взгляд, нельзя возить людей в таких условиях, но когда нет иного, люди едут. Иногда делают осознанный выбор, чтобы сэкономить (право выбора или неосведомлённость о других предложениях) - это не обсуждается.
 
Прозвучало однажды мнение по ценам конников. Не буду защищать каюров, но высказывания типа: «Я пригоню свой табун, и мне это будет дешевле! (из Калининграда (Балтика) или ещё откуда)», весьма сомнительно, да и слышано не раз. Знаю точно(!) в соседних регионах ценник в разы, а порой на порядок (!) выше. Не я решаю по ценам каюров, но принимаю участие в обсуждении цены. Здесь предельно просто – не устраивают цены, тащите свой скарб на себе. Всё ясно и понятно!
 
Вообще-то цены не могут быть по определению высокими или низкими. Они могут быть доступными для Вас лично или нет. И рассуждения на данную тему не что иное, как демагогия. Это более чем верно, учитывая, что ценник всегда выложен на ресурсе в преддверии сезона, и все моменты можно утрясти или выяснить загодя, нежели потом пытаться устраивать торги на месте, в горах. Непродуктивно абсолютно! Поверьте мне. По этой причине и во избежание разных разводов с текущего сезона всю оплату беру сам и потом передаю каюрам их часть. Так спокойнее для всех и нет мыслей от лукавого.
 
- А из чего выбирать-то?
 
Выбор – неотъемлемое право людей, желающих заброситься в Саян. Все кому довелось «домчать» в Тофаларию указанным выше способом и транспортом сделали свой выбор. Т.е. они выбрали железный кузов и «прохладный топчан», не всегда готовый транспорт к столь серьёзному пути (конечно же, это трудно предугадать), водитель, перемещающийся по данной трассе только в период сезона туризма и повышающий свой водительский опыт и «талант» благодаря им же, туристам. Они выбрали возможность сэкономить (! или ?) малую сумму взамен не всегда обязательного исполнения обещанного. Конечно же, бывают и экстренные случаи: ЧП – поломка транспорта, паводки и соответственно несвоевременный возврат с трассы авто и отсюда проблема с исполнением обязательств. Всё это решаемые моменты и, люди, прибывающие не должны переживать за такие моменты. Это возможно только при определённой организации запаса прочности.
 
Убедиться в грамотной организации и достойной доставке могли все группы воспользовавшиеся предложением ресурса, и даже те, кого пришлось буквально спасать на пороге Саяна из-за поломки перевозчика, обратившегося ко мне буквально в последний час перед отъездом в горы. Отдельная благодарность группе москвичей принявших на борт дополнительную группу, начавшую было впадать в глубокую депрессию от 2-х суточного ожидания.
 
Как указывалось выше, я работал с частниками и все перечисленные моменты не мои выдумки, а высказывания (я могу считать это как претензии), людей которых я отправлял и впоследствии просил их высказать своё мнение. Мне повезло только с одним человеком, работавшим в сезоне 2007. К сожалению, он остался без транспорта. С этого сезона (2008 года) я заключаю договор с предприятием. Плюсы конторского соглашения на лицо.
 
Думается народ, забрасываемый в минувшем сезоне, не останется в молчанке и сообщит своим знакомым, что в Саян можно заезжать комфортно. Можно просто спать пока едешь, дорога ведь долгая, и прибывать на место не развалиной, а вполне бодрячком.
 
Основные плюсы, на которые я обращаю внимание:
 - исполнительность – сказал, что нужно сделать для более удобного пребывания народа, будет исполнено,
 - техническое состояние транспорта постоянно эксплуатируемого, ЕСТЕССТВЕННО намного выше простаивающей техники в течение почти всего года,
 - профессиональный уровень водителя, работающего на данной трассе, несопоставимо выше! Даже не нуждается в комментариях,
 - запас прочности на случай выхода из строя техники. Никто из профессионалов не надеется на попрошайничество на дороге, и тем более не выходит на трассу с малым запасом горючки. Среди частников имеются такие. Знаю это точно! Конечно же, когда имеют место серьёзные поломки, расчёт только на взаимовыручку. Но и здесь среди частников, к сожалению, не все чистоплотны и сердобольны. Опять же знаю точно!
 
Указанное не как факт обвинения в сторону частников (был же у меня хороший, отличный(!) пример сотрудничества в сезоне 2007, но это вероятно исключение), а скорее объективное суждение по теме.
 
Из перечисленного, надеюсь достаточно ясно, что право выбора есть и его нужно использовать разумно.
 
Даже извозчики, владельцы авто, не сотрудничающие с ресурсом, и те заходят на ресурс, прежде чем начать выставлять свой ценник. Здесь процесс, как и везде где имеет место подделка, прост – ценник вниз, соответственно и работа и отношение к людям. Срубить денег по сезону, а дальше не моё дело. Философия проста и непритязательна.
 
Хочется пожелать впредь, делать выбор, осознавая на что идёте, прежде чем считать расходные статьи. Повторюсь – в целом на группу ценник получается более чем приемлемый. (Пример: группа из Екатеринбурга, 14 человек, около 7 000.00 на человека, заброска на Катышный, снятие от пос. Талая с доставкой на автобусе до станции Тайшет)
 
Больших и весёлых путешествий.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                            
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru