Писаницы
Писаница на правом берегу р. Уды, против устья р. Ярмы (Лосиная галерея) Она была исследована и опубликована А.П. Окладниковым. Им выявлено и описано 26 рисунков, которые выполнены в технике контурной выбивки. Рисунки представлены изображениями тереоморфных (лосей) и, вероятно, являются знаковыми. Размещены на вертикальных плоскостях желто-оранжевых траппов, обрывающихся непосредственно в Уду на высоте 4 - 6 м от уровня реки. Вплотную к рисункам можно подойти только в зимний период. Летом вода омывает плоскости с рисунками и увидеть их можно только с лодки.
Рисунки размещены группами. Ориентация тереоморфных в основном правая, то есть вверх по течению реки.
Писаницу А.П. Окладникову показал краевед М.И. Пугачев. Дополнительной информации о местности в районе устья Ярмы, топонимики участка или легенд, связанных с данной писаницей, А.П. Окладников не приводит.
Исследуя стилистические особенности рисунков, А.П. Окладников приводит параллели с известными ангарскими писаницами в районах Каменных островов и Большой Кады, датируя вновь открытую лосиную галерею эпохой неолита (IV - III тыс. до н. э. ).
Писаница в районе Миллионного порога
Вторая писаница в долине р. Уды находится вверх по течению от устья р. Ярмы (в глубь Тофаларии), в районе Миллионного порога (20 км вниз по р. Уде от пос. Нерха). Эту писаницу изучала Л.В. Мельникова во время двух полевых сезонов 1983 - 1984 гг. Показал этот памятник все тот же житель пос. Алыгджер М.И. Пугачев.
Легенда
Необходимо сказать несколько слов о самом названии порога Миллионный. Легенда, рассказанная М.И. Пугачевым, повествует о следующем. В 20-е годы XX столетия по р. Уде с золотых приисков в г. Нижнеудинск вывозили конными обозами шлиховое золото. В один из мартовских дней груженый обоз, ехавший по припаю (береговому льду), провалился и утонул в одном из самых глубоких мест р. Уды на одном из многочисленных порогов. С тех пор этот порог стал называться Миллионным.
Природа не обидела район порога красотой. Правый берег представлен мощным отрогом Джуктырского хребта с почти отвесными гигантскими стенами. Там, где скальные породы подвержены выветриванию, к воде спускаются широкие языки шерлопов. Вода сгладила огромные светло-серые глыбы порога. Левый берег по высотным отметкам ниже. Здесь проходит тропа, по которой можно подойти к интересующему нас месту.
Писаница расположена на правом скалистом берегу (приблизительно 1 км вниз по реке от порога). Отвесные скалы почти вплотную подходят к воде, отделяясь от нее узким намывным песчаным пляжем. Представлены породами желто-розового цвета, имеют глубокие вертикальные и горизонтальные трещины. Частично скальная поверхность покрыта черными лишайниками.
Рисунки, выполненные красной краской (в основном контурной линией, за исключением нескольких, полностью залитых краской), не сразу заметны на розоватом фоне скал. Интенсивность окраски различная. Есть рисунки едва различимые при любом освещении. Но есть и такие, которые почти сразу бросаются в глаза.
В районе Миллионного порога выявлено 44 рисунка, которые составляют три большие композиции, три малые и четыре одиночные изображения.
Основная доля их расположена на плоскостях, обращенных к реке, т.е. имеющих западную ориентацию, и только шесть рисунков находятся на плоскостях, обращенных на юг, вверх по течению.
Писаница компактная, композиции следуют одна за другой, максимально подняты от уровня дневной поверхности, на 3 - 4 м левое крыло и всего на 1, 5 м правое.
Основными персонажами являются человек и тереоморфные (лоси?)
Классификация рисунков
Изображения антропоморфных и тереоморфных родственны по стилистике петроглифам в долинах рек Ангары (д. Сухая Баля, Каменные острова), Лены (Шишкино), Прибайкалья (Саган-Заба), Алтая (долина р. Елангаш), Забайкалья (долина р. Буй, Наушки), Монголии (Хобд-Сомон, ущелье Хавцгайт, Аршан-Хад, Южно-Гобийский аймак, Улан-Хад), которые по датировке А.П. Окладникова относятся к концу II - началу I тыс. до н. э.
Вопрос о датировке писаницы Л.В. Мельникова оставляет открытым. Основанием являются результаты, полученные комплексной научной экспедицией на Шишкинских писаницах (1987 - 1993 гг.). Рядом специалистов из различных областей науки (геологии - МГРИ, химии - ВНИИР, физики - ИГУ, истории - ИОКМ) было установлено следующее. Все изображения, выполненные на скальной поверхности в любой технике, не поддаются датировке физическими методами; датируется собственно геологический материал, т.е. скальная порода.
Лабораторные химические анализы краски, взятой со скальной поверхности красочных изображений, вычленяют краситель (охра, гематит, киноварь) без определения связующих элементов (воды, жира). В процессе визуального обследования на плоскостях скал обнаружено, что значительная часть их имеет очень тонкий (до 0,5 мм) сплошной пленочный налет. Исследования вещества корочки методом инфракрасной спектроскопии показали, что искомым веществом является минерал органического происхождения уэвеллит (СаС2О4Н2О). Проверка результата рентгено-структурным дифрактометрическим методом подтвердила результаты. Уэвеллит не растворяется в воде и играет защитную роль на песчанниках Шишкинских скал. На плоскостях, покрытых уэвеллитом, отслоение корочек происходит значительно менее интенсивно, а собственно скальные корочки сохраняют большую прочность.
Исходя из вышеизложенного, Л.В. Мельникова сознательно не пытается предположить датировку писаницы Миллионного порога путем выявления аналогов.
Культ писаниц
Писаницы являются памятниками духовной культуры, которым поклонялись на протяжение продолжительного исторического времени. Культ писаниц является одним из самых распространенных среди народов Сибири и известен еще с каменного века. С ним связаны охотничье-промысловая магия, магия воспроизводства и парциальная.
На территории Тофаларии известны две писаницы, расположенные в долине р. Уды: одна против устья р. Ярмы, вторая - в районе известного Миллионного порога.
По всей видимости, указанными писаницами пользовались на протяжении продолжительного периода. Часть рисунков играла наиболее важную роль, и они неоднократно подкрашивались, как, например, следы медведя в писанице Миллионного порога.
Неизвестно, в какое время года пользовались писаницами.
Отмечена необычная тишина у писаных скал Миллионного порога. Уда - река горная. Перепад высоты русла значительный, вода с шумом несется по своему каменистому ложу. Отгрохотав на Миллионном пороге, Уда тихим плесом течет мимо скал с рисунками, и на повороте за ними снова шумит бурунами. Непосредственно около писаницы шума реки не слышно. Но и звук голоса вдоль писаницы далеко не распространяется. Столь необычное приглушение звука могло отразиться на выборе ритуального места наряду с другими факторами (тихий плесовый участок, удобные плоскости для расположения композиций, сама природа, располагающая к сокровенному).
Отношение тофов к писаницам
Замечательно и то, что медвежьи следы в композициях писаницы Миллионного порога занимают ключевое место.
Известно, что медведь у тофов является тотемным животным. Его считают предком, ему поклоняются, его боятся. О почтительном отношении к нему в наши дни свидетельствует следующий факт.
"Во время работы на петроглифах в районе Миллионного порога, пишет Л.В. Мельникова, - мы пригласили посмотреть рисунки нашего каюра П.В. Болхоева, жителя пос. Нерха. Он с интересом рассматривал композиции, но когда увидел медвежьи следы, забеспокоился и, указав на них рукой, сказал: "Хозяин!" Затем потребовал, чтобы его немедленно перевезли в лагерь, находившийся на противоположном берегу. Сколько мы ни просили его остаться и посмотреть еще рисунки, он наотрез отказался, говоря, что здесь хозяин и ему не нужно быть в этом месте".
Тофы почитают скалы с рисунками, считая их обиталищами духов - хозяев тайги и рек. Культ медведя, как и культ лося, появился у народов Сибири еще в неолите. Он отражен в нескольких рисунках Ангары, Токко, Мае. Скульптурное изображение медведя в археологических памятниках встречается чаще. Они найдены в могильниках: Шумилиха на р. Ангаре, Самусь на р. Томь и др. В этнографии народов Сибири широко известен медвежий праздник, уходящий своими корнями в тотемизм.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что тофы, имеющие в основе своей хозяйственной деятельности охоту и отгонное оленеводство, могли использовать писаницы, находящиеся на их территории, для проведения шаманских магических действий, связанных с пополнением промысловых зверей и сохранности домашних животных. Одним из моментов, подтверждающих культовый характер петроглифов в районе Миллионного порога, являются сведения по топонимике этого участка. Писаница расположена между левыми притоками Уды (Большая и Малая Шиты), известными среди коренного населения под названием Верхней и Нижней Шаманок.
[источник: сайт http://etnografia.irk.ru]