Пик Грандиозный - Несостоявшаяся охота.

Водопад Кинзелюкский - Новая встреча.
   Восточный Саян 2010.

Кто ищет — не заблуждается.

Артур Миханев, 2010

для бесед <kr-kraeved@yandex.ru>

Вот и завершился мой поход по Саянам. Я еще не вполне пришел в себя и чувствую, что рановато взялся за перо. Но, с другой стороны, так трудно сдерживать те мысли и ощущения, которые меня переполняют…

.........................................................................................................................................................................

Но Юра и Женя все же решили рискнуть. В наших планах как раз был заложен день на пережидание непогоды. Оставив мне рацию, они ушли вверх по Кизиру, чтобы выйти в долину ручья Водопадного. А я остался в избушке – и чтобы не терять времени даром, решил немного подновить тропу, ведущую вверх по Пихтовому (именно по ней мы должны были продолжить маршрут).
Два дня подряд я с пилой и топором уходил в верховья ручья, к вечеру возвращался, таскал сушняк, готовил ужин, сидел у костра… Когда на землю опускались сумерки, к избе бесшумно прилетала пара летучих мышей. Они чертили воздух в полуметре от головы, а потом так же неожиданно исчезали. Я шел спать, закутывался в спальник и спустя минуту в избушке начиналось осторожное шуршание уже обычных мышей – почуяв человека, они пытались пробиться к нашим продуктовым запасам.

Таежный бог
Когда мне не спалось, я затепливал керосиновую лампу и долго сидел, читая охотничий дневник Андрея Хрущева – того самого человека, который пропилил тропу вдоль Кизира и построил на ней избы. Дневник велся с 1990 года, и в его строчках отразилась целая жизнь – как охотника, так и пришлых гостей-туристов. Чем больше я углублялся в чтение, тем больше ощущал, что дневник попал ко мне не случайно…
А ребята между тем почти безвылазно сидели в палатке, не дойдя около 300 метров до вершины. Погода испортилась окончательно – видимость не превышала 5-7 метров, дул сильный ветер, все кругом усеял снег. И спустя два дня я услышал по рации: «Начинаем спуск…». Я тут же радостно засуетился, поставил на костер котел с водой и когда продрогшие ребята появились средь деревьев, их ждал ароматный суп.
- Ты представь? – сказал мне Женя, отхлебывая горячую жижку. – Мы ведь забыли взять с собой спирт! Два дня корчились в палатке от холода, а спирт стоял здесь!
В тот момент мы просто рассмеялись – никто не знал, как важны будут эти нечаянно сэкономленные граммы спустя лишь один день…
Итак, начался наш путь к Кинзелюкскому водопаду. Поднимаясь вверх по Пихтовому, мы бодро пробежали пропиленные мною полтора километра тропы. Затем пришлось перелезать через упавшие деревья и продираться сквозь заросли ольховника. Наш путь отчасти облегчил крупный медведь – он прошел на перевал примерно днем раньше и оставил в траве настоящий «проспект». Когда мы увидели в грязи след этого великана, то выразить свои чувства могли только матом. Здоровенная лапа глубоко впечаталась в землю там, где мы с тяжелыми рюкзаками даже не оставляли следов! Отпечаток был настолько огромен, что вызывал мысли о снежном человеке – наверное, так и рождаются легенды о трехметровых гигантах…

Лавинный вынос на Пихтовом ручье
Вскоре наш путь преградили лавинные выносы. Издали казалось, что мы приближаемся к лесной просеке и вот-вот увидим мощные трактора, корчующие деревья. Кругом торчали свежие пни и остовы сломанных кедров – и все это дело рук матушки Природы, сбросившей с соседнего склона тысячи тонн снега! Срезая лес как бритва, он скатился в долину Пихтового, да так и остался там лежать…
Вскоре тропа пропала. Мы не смогли найти ее ни на левом, ни на правом берегу. К счастью, в это время лес начал редеть и появились обширные луговины. Подъем становился все круче, и уже у самого перевала нас вновь накрыло облако с дождем.
...От холода не спасала даже быстрая ходьба, потому что на вершине поднялся сильный ветер. Мы не стали делать снимков или писать перевальной записки – дрожа от холода, мы понеслись вниз, к долине Прямого Казыра. Через час интенсивной ходьбы нашли островок кедрового леса и кинулись за дровами. Это был первый день, когда мы выпили спирта без всяких тостов и закусок – нам нужно было срочно согреться, прежде чем ставить лагерь…
Кругом возвышались мрачные громады гор. Полуспрятанные в тумане, они давили нас отчужденностью и величием. Только сейчас мы осознали, что находимся в самой дальней точке маршрута. До ближайшего жилья – 150-200 км по прямой. И людские тропы здесь отсутствуют в принципе…

Седой и суровый Саян...
Всю ночь по крыше монотонно стучал дождь. Выползание из палатки ранним утром стало сродни выходу в космос – температура воздуха не превышала трех градусов. Отсыревшие дрова дымили и не хотели разгораться – впереди ждал очередной день непогоды…
Долина Прямого Казыра достаточно проста для прохождения. Однако по ее окончании нас ожидал самый высокий перевал на маршруте – с отметкой более 1800 метров. Чем ближе мы к ней подходили, тем сильнее стегали нас струи дождя. Все фирменные «непромокаемые» костюмы с «проклеенными» швами от этой хляби небесной никак не защищали. Так что помимо рюкзаков мы дополнительно тащили на себе по паре килограмм впитавшейся влаги…

Долина Прямого Казыра
На самой вершине перевала струи дождя приобрели какую-то странную объемность и цвет. Я не поверил своим глазам – но дождь превратился в мокрый снег, а затем и просто в снег. И все это 12 августа!
Ноги в летних ботинках заледенели за десять минут. Нужно было срочно искать ночлег – и мы буквально бежали с перевала в истоки 2-й Фомкиной. Спуск оказался достаточно крут, и нам удалось быстро достичь границы леса. Когда по кружкам была разлита первая доза спирта, дождь потихоньку прекратился. И небесное перемирие длилось вплоть до того момента, пока мы не поставили палатку и не сварили ужин. Но стоило нам застегнуть за собой полог палатки, как по ее крыше забарабанил все тот же серый дождь…

Эта вершина в верховьях 2-й Фомкиной речки своим противоположным бортом обрывается в долину Орзагая

На следующий день мы уже не надеялись на улучшение погоды. Оптимизм оставил нас полностью. Единственное, что мы повторяли – так это, что «Хуже не будет». Наивные…

Нам оставалось преодолеть предпоследний перевал – из 2-й Фомкиной в 1-ю Фомкину. Где-то на полпути поднялся сильный, шквалистый ветер. «Неужто циклон уходит?» - мелькнула спасительная мысль. Ободренные, мы потянулись на перевал – благо, что он радовал своей доступностью. Но что это? Где его высочайшая точка? Мы шли и шли, подъем становился все положе и положе… пока мы, наконец, не оказались среди обширнейшего тундрового плато.

То самое пустынное плато, по которому мы бежали вниз...

На километры окрест – ни одной кедровой рощи! Усталые, замерзшие, мы тупо смотрели вниз, где в тумане проглядывал черный лес. Делать нечего – нужно было спускаться. «Дрова-огонь-жизнь» - повторял я про себя в ритм отупелой ходьбе. Ноги скользили по склонам, насквозь пропитанным влагой. Мелкие болотца разбухли и превратились в трясины, которые заглатывали ноги по колено. Высокотравье щедро обсыпало нас ледяной капелью – а мы все шли и шли…
Тот день стал самым трудным на всем маршруте. Тогда я впервые ощутил некое чувство страха и вопроса – что я здесь делаю, и чем все это закончится? Замерзшие пальцы не могли зажечь спичку; а когда, наконец, затеплился слабый огонек, то отказалась гореть сырая береста. Мы достали сухое горючее – но и оно с трудом загоралось, потому что висевшая в воздухе влага пропитала буквально все…
В тот вечер мы ложились спать молча. По крыше палатки шелестел дождь, а мы кутались в свои спальники и думали о завтрашнем дне…
Он оказался необычным. Что-то изменилось вокруг. Мы не сразу поняли, что видим над собой… кусочек голубого неба. А затем среди туч проглянуло бледное, словно выцветшее солнце...

Солнечное утро в долине 1-й Фомкиной

Туман поднимался все выше и выше, дождь прекратился, и мы впервые за много дней стянули бесполезные дождевики. Тело просто не верило, что ощущаемое тепло – не от костра, а от солнца! Мы не торопясь собрали лагерь – ведь не нужно больше спешить, чтобы согреть себя ходьбой. Спокойно взяли перевал на Кинзелюк. И вот мы стоим у каменного тура – а кругом небо поднимается все выше и выше, открывая нам – наконец-то! – все великолепие Саян…

Последний перевал взят!

ЛИСТАЕМ ДАЛЬШЕ...
Всё только начинается.

НАВИГАЦИЯ GPS по: Уда 2009. (track)

::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.

Средства выживания.

Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.

Рюкзаки и палатки.

Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru