Уда 2009.

(Пешка)пер. Изюминка,река Чело-Монго,
   пик Поднебесный.
    ||  Восточный Саян
    ||  Маршруты по Тофаларии
 
Кто ищет — не заблуждается.
(Аврелий Августин)
 

Группа Владимира Рахтеенко, 2009                 

                     для бесед <rahtej@custis.ru>
 
 

Нижнеудинск - руч. Катышный - р. Мурхой - р. Сытляр-Атар - р. Хатага - р. Уда - р. Чело-Монго - <...> - Нижнеудинск


 
 
.........................................................................................................................................................................
Так начиналась данная история.
 
Предисловие.
 
В наше время очень тяжело найти пешеходный маршрут, который проходит по действительно диким местам и при этом не требует от группы никакой специальной подготовки. Причин, на мой взгляд, две. Во-первых, большая часть этих маршрутов требует изощрённой заброски, а значит нужно планировать дополнительное время или немалые деньги. Во-вторых, народ, который ходит по таким местам, в отличие от спортсменов не обременён обязанностью писать отчёты. Поэтому пишут очень немногие энтузиасты, за что им огромное человеческое спасибо.
 
Что касается автора этого текста, то за тридцать шесть лет водных, пеше-водных и пеших походов это первая попытка поделиться полезной информацией с другими. Можно точно сказать, что я никогда бы не нашёл в себе сил на этот подвиг, если бы не Женя, который отнёсся к нам со всей душой и встречал-провожал, как родных. Для меня этот отчёт – своеобразная форма благодарности.
 
Отчёт пишется спустя полгода после похода – московская жизнь засасывает, не оставляя времени ни на что. Зато в голове уцелело только то, что действительно достойно внимания и, будем надеяться, пригодится и другим.
 
Владимир Рахтеенко
   Владимир Рахтеенко                     Вячеслав Солбаков                               Олег Сомин
 
Елена Сомина
 
Как мы ходим
 
Из себя мы представляем компактную взрослую группу: 3-4 мужчин плюс 1-2 женщины, всем по сорок с копейками. Последние восемь лет ходим исключительно в пешие походы, не требующие специальной горной подготовки. Из «оборудования» берём только альпенштоки или по-простому пользуемся посохами, которые делаем на месте. Были на Хамар-Дабане, Удокане, Южно-Муйском хребте, Алтае, теперь вот добрались и до Восточного Саяна.
 
Наша «мощность» характерна для городских жителей, которые могут позволить себе отпуск раз в году. Мы проходим 8-14 км в день по тропе и 4-10 км в день без тропы (очень сильно зависит от того, по чему идти: «попадали» и на 300-400 метров в час). Предельный подъём за день нам по силам 700-800 метров по вертикали с таким же спуском. Перевалы не сложнее 1А, или очень хорошо описанный, и ТОЧНО не требующий оборудования (ни кошек, ни веревок, ни, тем более, системы) 1Б. Пару раз «попадали», что и 1А еле-еле переползали с риском для жизни, и оба раза выяснялось, что категорию ставили альпинисты, которым что 1А, что 1Б – всё равно: препятствиями не являются. Больше так совсем не хочется.
 
По времени мы обычно планируем 15-16 активных дней, плюс 3-4 днёвки в интересных местах, где можно или на какую-нибудь горку залезть (за день туда-обратно), или отвести душу на рыбе/грибах/ягодах/шишках. Обычный маршрут (ломаная по GPS-точкам, которые ставятся после каждой ходки раз в 50 минут) у нас такой: около 200 км по горизонтали с суммарным набором высоты до 5000 метров.
 
Из оборудования обязательно берем
GPS Garmin с нанесенными избыточными нитками маршрута. Также обязательно берем спутниковый телефон Iridium. Берем, несмотря на дороговизну, как средство экстренной связи.
 
Экипированы мы весьма неплохо, ничего лишнего не тащим. Раскладка 425 граммов на человека в день. В итоге средний вес на старте = 27-28 килограммов на человека. Мужчины вначале тащат около 35, женщины около 18.
 
Вот наши пожелания в порядке убывания приоритетов:
 
•    Отсутствие технически сложных участков на маршруте: переправ вброд, где надо натягивать веревки, и прочих участков, требующих специального снаряжения (ледорубов, кошек и т.д.)
•    Очень мало постороннего народа, в идеале - вообще никого.
•    Возможность варьировать продолжительность маршрута - в зависимости от того, как пойдут дела.
•    Большую часть похода идти по тропам, хотя бы 3/4 времени.
•    Возможность ставить лагерь там, где ещё есть лес или хотя бы кусты. Если мы и берем газ, то планируем его на 3-4 лысые ночевки, не более. Из-за того, что до Сибири мы летим на самолете, газ – проблема, надо покупать на месте.
•    Нет или почти нет клещей. К комарам и гнусу – мы терпимы.
•    Маленькие радости приветствуются: рыба, ягоды, грибы и т.д. Это мы любим.
 
По срокам мы обычно ходим в конце лета и самом начале осени, чтобы уже и гнус особо не донимал, и клещей уже почти совсем не было, но и чтобы ещё снег был в диковинку, а не правилом.
И ещё очень важная вещь. Ходим только там, где недавно кто-то ходил, и кого удалось выспросить про маршрут достаточно подробно: где, что и как.
 
Идея и нитка маршрута 2009
 
Идея состояла в том, чтобы от
Катышного за три-четыре дня выйти на стрелку Хатаги и Уды. После этого на примете было два кольца. Первое кольцо: вверх по Уде – вверх по тройному правому притоку Удыпер. Изюминка – вниз по лев. Казыру – вверх по Перевальной – назад вниз по Уде. Второе кольцо: вверх по правому притоку Уды к пику Поднебесному – через него вниз в Чело-Могно – вниз по Чело-Монго до Уды - назад вверх по Уде. Ну, и вернуться от стрелки обратно дня за три.
 
За основу взят великолепный отчёт (
das ist gut!): Тофалария - Окинский район Бурятия
(
http://www.tofalaria.ru/katishnij_orlik.htm). Огромное-преогромное спасибо Владимиру Александровичу!
Далее я буду отталкиваться от этого отчёта, добавляя запомнившиеся нюансы.
 
Цифры и факты
 
К отчёту приложены наши треки, записанные с помощью верного помощника GPS Garmin: координаты, высота, время по всему маршруту. Треки писались почти на всех привалах (мы старались идти 50+10) плюс во всех местах, где у нас возникали сомнения, куда двигать дальше: потеря тропы, разветвления, броды и т.д. Соответственно весь темп движения, все плутания – всё там. Чтобы получить местное время, надо прибавить 9 часов, т.е. 01:48 по треку это на самом деле 10:48 по местному.
 
Кроме этого, мы активно пользовались прогнозом погоды, который нам присылали по СМС на спутниковый телефон. Прогноз брали с
www.rp5.ru для Верхней Гутары. Достоверность прогноза была вполне нормальная: за три недели обманули раза три-четыре, не больше.
 
Август 2009 года был достаточно мокрый, и несколько холоднее обычного, в чем можно убедиться опять-таки же в архивах
www.rp5.ru.
 
Заброска - выброска
 
Мы из Москвы. У нас достаточно жесткие по времени отпуска – три недели и ни днем больше. Поэтому решили забрасываться так: самолет Москва-Красноярск + поезд Красноярск-Нижнеудинск + машина Нижнеудинск-Катышный. Назад в обратном порядке.
 
На что следует обратить внимание при планировании подобной заброски:
 
•    Интернет безбожно врет про расписание проходящих поездов. У трех сайтов (РЖД, tutu.ru и Яндекса) были абсолютно разные мнения на тему того, по каким дням какие поезда ходят через Красноярск. Мы хлебнули этого с лихвой, так как наш поезд в пути пересекал границу месяца. Сайт РЖД был не в курсе, что в июле 31 день, а слово Красноярск надо было обязательно набирать только большими буквами. Яндекс вообще поезда через Красноярск показывал через пень колоду. Tutu.ru был самым оптимистичным по дням курсирования – по его информации поезда ходили в Красноярске гораздо чаще, чем на самом деле. Вся эта маета закончилась только в кассах РЖД.
 
•    Мы взяли запас 4,5 часа на задержку самолета, это – мало. Самолет Трансаэро задержался с вылетом на 4 часа. Мы провели незабываемые шесть часов в Домодедово, наблюдая все это время «свой» самолет стоящим у «рукава». При этом все самолеты S7 взлетали аккуратно по расписанию. После этого в Красноярске нам почти час не давали багаж! Жуть. Спасло нас от опоздания на поезд только то, что нас встречал в Красноярске знакомый на машине, которому пришлось выступить в роли Шумахера (Спасибо, Слава!), а также то, что добрые люди пропустили нас на сверку багажа без очереди (всем тоже огромное спасибо!). В поезд мы вскочили за 5 минут до отправки.
 
Про заброску на машине следует сказать особо:
 
•    Рекомендую договариваться с машиной именно через Женю. Во-первых, это будут производственные машины, а не частные, что означает относительную надежность. Во-вторых, это будут водители, которые знают «дорогу». В-третьих, с большой вероятностью это будет несколько машин вместе, что для местной «дороги» очень и очень важно. Своими глазами видел, что мелкие поломки в дороге – дело обычное и регулярное, и что только опытные водители-механики справляются с ними подручными средствами. Своими глазами видел, как ночью вытаскивали «калымщика», который попал в ловушку. «Урал» с кунгом провалился в мягкий грунт так, что над землей торчал капот и одна фара (вторая была ПОД землей). Он ждал помощи часов 14-16. Вытащил его лебедками наш караван только сцепив два «Урала», один не справлялся. Своими глазами видел, что принять решение «проходим брод через Бирюсу или ещё нет» может только местный водитель. Мое мнение, что только очень бывалый сталкер сможет провезти вас по этой «дороге» без опасных приключений.
 
•    Поездка на машине займет 16-18 часов. Основными вашими врагами будут: нешуточная тряска, всепроникающая пыль и ночной холод (хочется написать «такой холод, что птица на лету мерзнет», но это явно будет преувеличением, просто очень холодно, и всё). С тряской все просто, лучше всего лежать на двойном матраце, и такой «сервис» предоставляется. Нормалёк! С пылью – беда. Если дорога сухая, то что бы на вас ни было одето, в бортовой машине все до последней нитки насквозь будет пропитано пылью. На обратной дороге это уже неважно по ряду причин, одна из которых та, что в Нижнеудинске есть баня, можно вымыться и переодеться. Но по дороге туда – это будет сильно неприятно. Полноценно выстирать одежду будет очень сложно. И уж точно не доставайте спальники (если, конечно, вам их хоть чуточку жаль)! Холод – серьёзный враг. Придётся 16-18 часов пролежать почти без движения, а ночью в августе вполне может быть лёгкий минус. Никакая одежда (ну, мы же всё-таки в летний поход пошли) не спасает. Спасает спальник, но из-за пыли его жалко доставать! Нам повезло. По дороге обратно в караване было три машины, и на ночь всех желающих рассадили по тёплым кабинам.
 
•    Мы испробовали два варианта машин. По дороге «туда» нас везли в вахтовке. Плюсы: тепло (есть масляный радиатор обогрева) и пыли почти нет. Минус: лежать невозможно. Есть одно место на матрасах в проходе, и всё. Сидеть же всю дорогу означает одно – не спать совсем, иначе можно элементарно разбить голову, мотает нешуточно. По дороге обратно мы ехали на бортовом «Урале». Плюсы: можно спать всю дорогу. Минусы: пыль и ночью реально холодно. Выбирайте (если, конечно, есть возможность выбора)!
 
•    Вывод. По комфортности это не поезд, но всё вполне терпимо. Для сравнения могу сказать, что 18 часов езды на «Газеле» на Алтае по хорошим дорогам были ненамного лучше. Рассчитывайте на то, что после дороги вы будете невыспавшиеся и уставшие, не планируйте никакой серьёзной активности сразу после приезда. Мой совет: приезжайте на Катышную поляну под вечер, чтобы заночевать практически сразу.
 
Заброска на Катышный, Уда Заброска по Бирюсе
      

Высота капота «Урала» под два метра               Один из многочисленных бродов через Бирюсу

Заброска по Бирюсе Заброска Хулок
               

Несколько часов дорога идёт просто по Бирюсе.               Много километров дороги идёт по ручьям

В кунге надо очень крепко держаться, чтобы остаться с целой головой

В конце августа самое трудное - не замерзнуть

р. Катышный, поляна

Добрались, Катышная поляна сверху

Если ехать дальше, то транспорт надо менять

Заброска на лошадях производится регулярно

ЛИСТАЕМ ДАЛЬШЕ...
Всё только начинается.
 
НАВИГАЦИЯ GPS по:
Уда 2009. (track)
 
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                           
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru