Главная                Тофалария                Тофы о Родине                Про связь                Фотоцентр                Контакт                           Гостевая книга
САЯНСКАЯ ГВАРДИЯ
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ БРОДЯГ
........................................................
Кузин Станислав
 
........................................................
Игорь Истомин
........................................................
Людмила Тында
........................................................
Геннадий Карпов
 
 -
Тофалария........................................................
Леонид Стариковский
 - Бесконечный Саян........................................................
АВТОРСКИЙ РАЗДЕЛ
........................................................
Л.И. Речкина
 
........................................................
О.М. Коваленко
 
........................................................
 
 
 
       

Саянская гвардия. Из воспоминаний бродяг.

НОСТАЛЬГИЯ - от греческого nostos - возвращение домой и algos - боль (книжн.). Тоска по родине.
(Толковый словарь русского языка под редакцией профессора Д. Ушакова)
ОБ АВТОРЕ:
 

Кузин Станислав

, 1937-го года рождения, действующий доцент Нижегородского госуниверситета, факультет вычислительной математики и кибернетики.
 
Во многих местах путешествовал - но в Саян возвращался снова и снова.
Прямо  наркота какая-то...
 

Я и Медведи

 
Цивилизованные люди склонны к парадоксам. Опасаясь жестокого звериного нрава, многие взрослые люди не желают встречаться в лесу один на один с такими хищными животными, как медведь, тигр и т.д. Но те же взрослые люди изготовляют и покупают для своих детей симпатичные мягкие игрушки в облике этих зверей - медведей, тигров и т.д. В результате, тиская любимые игрушки, дети получают превратное представление о хищных представителях живой природы.
 
К слову сказать, в качестве символа Московской олимпиады выступал медвежонок, который мило улыбался окружающим, растиражированный в несметном количестве плакатов, значков, игрушек. И плакали многочисленные зрители, когда на закрытии Олимпиады "добрый и ласковый Миша" улетал в свои таежные владения. Хотел бы я посмотреть, как кто-нибудь из наших мужественных атлетов столкнулся бы в настоящей тайге нос к носу с настоящим медведем…
 
Совсем другое отношение к медведям было у многих малых народностей, ареалом проживания которых служили таежные дебри, где встреча с "хозяином тайги" была не столько исключением, сколько правилом.
 
Многие северные народы считали зверей своими предками. Эвенки, например, считали, что души умерших предков переселяются в медведей и на своих "дедушек" предпочитали не охотиться. Если же по какой либо причине эвенки убивали медведя, то всячески старались "объяснить" жертве, что это сделали не они. Существовал целый ритуал с танцами и заклинаниями, позволяющий отвести гнев убитого "дедушки" от охотника.
 
Такая вера в переселение душ существовала не только относительно медведей. Проживающие в дебрях Уссурийского края малые народности, в качестве своих предков почитали тигров, со всеми вытекающими отсюда последствиями. (Читайте Пржевальского).
Во время путешествий по горно-таежным районам нашей страны мне неоднократно приходилось встречаться с медведями. Рассказы таежных охотников просветили, что медведь превращается в злобного и коварного зверя, если его раздразнить. Или, Боже упаси, подранить. Поэтому у меня даже не возникало мысли стрелять в медведя при случайной встрече.
 
Особо опасны шатуны, поднятые зимой из берлоги и занимающиеся безнадежным поиском пищи. Из всех живых существ человек является самой легкой добычей для такого медведя. Но существует некоторое табу (верующие люди сказали бы, что это Божественный запрет) не позволяющее в обычной обстановке дикому зверю охотиться на человека. Однако изредка, так же как и тигры – людоеды, встречаются медведи – людоеды. Как правило, это старые звери, которые могут добыть лишь беззащитного и неповоротливого человека, а отведав человечины, входят во вкус.
 
Опытные охотники утверждают, что летом медведь, как правило, избегает человека, если человек также не стремится с ним познакомиться.  Справедливость такого утверждения подтверждает тот факт, что после неоднократных встреч с медведями я пишу эти строки. Есть еще один способ разойтись с медведем – сильно напугать его. Нервы у медведя слабые и он может убежать, страдая "медвежьей болезнью". Но может и не убежать, это уж как повезет.
Чаще всего мы наблюдали "хозяина тайги" издалека. То медведь улепетывает от нашего каравана на перевале из Сигача в Ванькину речку и гораздо сноровистее чем альпинист карабкается по крутой осыпи на противоположном склоне. Или два медведя в междуречье Верхнего и Среднего Танхоев (притоки Агула) не торопясь удаляются от нас в глубину долины.
 
Еще запомнилась белая ночь в тундре на Полярном Урале, когда мы до двух часов засиделись у костра. Закатное солнце, едва коснувшись расположенного напротив горного массива Паер,  тотчас же начало дневное восхождение в зенит неба. И тут мы заметили весьма солидного медведя, который пасся в некотором отдалении, не обращая внимания на пришельцев.
 
Однако, два раза пришлось столкнуться с "хозяином тайги" нос к носу. В 1964-м году наша группа из четырех человек пробиралась с Медвежьего озера вверх по Сухому Орзагаю, чтобы перевалить в Тоенку и спуститься по ней до Агульского озера.
 
"Ненастье кончилось, тайга уже сухая,
Кедровых игл шатер над головой,
Вверх по реке, к истокам Орзагая
Идем, давя медвежий след ногой."
 
Это отрывок из моего поэтического "Воспоминания о перевале из
Сухого Орзагая в Тоенку." А реально дело было так.
 
Достаточно хорошая береговая тропа вела вверх по реке к перевалу. Накануне на самом деле прошел сильный дождь,  и во многих местах тропа была размыта. Я шел впереди группы, уткнувшись носом в землю и высматривая тропу. Вдруг тропа вырвалась из плена густой кедровой сени и исчезла под неширокой песчаной промоиной спускающейся к реке. Кедровая тайга здесь как бы раздалась, образуя безлесное пространство шириной в десяток метров.
 
Глаза мои смотрели под ноги, пытаясь разгадать траекторию продолжения тропы. И тут я услышал странные слова замыкающего нашу группу товарища: "Стаська, медведь!" Первая реакцией на эти слова было недоумение – не первый раз мы в тайге и в такие дурацкие шуточки давно уже не играем. Но снова послышалось: "Стаська, медведь!"-  и дрожащие интонации в голосе замыкающего товарища заставили меня поднять голову. Впереди, за песчаной промоиной стеной стояла тайга, и в этой стене едва намечался разрыв, в который уходило продолжение тропы. На мгновение  в этом разрыве мелькнуло что-то бурое и большое. Мелькнуло и исчезло.
 
Я обернулся. Две девушки, шедшие в середине группы были совершенно спокойны, так как ничего не видели. Но на замыкающем товарище, как говорится, не было лица. И я понял, что он ВИДЕЛ и что он НЕ ШУТИЛ.
 
Сделав несколько шагов по песчаной промоине, я увидел большие свежие медвежьи следы. Но самое неприятное – рядом с большими следами были отчетливо видны маленькие следы двух медвежат! Только еще медведицы с медвежатами нам не хватало!
 
Реконструкция событий выглядела следующим образом. Медведица с двумя медвежатами спускалась тропой вниз по Орзагаю. А навстречу ей по тропе поднималась наша группа путешественников. Подойдя к песчаной промоине люди и медведи столкнулись буквально нос к носу. Медведица первая заметила людей, повернула  вспять и пошла вверх по тропе.
А мы остановились в замешательстве. Оружия у нас не было. Но, как я уже говорил, применять его против медведей рекомендуется лишь профессиональным охотникам. Мы профессиональными охотниками себя не считали и об отсутствии оружия не жалели.
Выхода нет, пошли мы вверх по тропе на перевал следом за медвежьей семьей. Сначала была надежда, что медведица "отвалит" в сторону. Но медвежья мамаша была не такая дура, чтобы свернуть с хорошей тропы и ломиться, как любят некоторые горе туристы, через чащобу по азимуту. И шли мы, таким образом, целый день, затаптывая своими следами медвежьи следы.
 
Нельзя сказать, что на душе было радостно. Если сказать честно, нервы были натянуты до предела. Что делать, если медведица решит познакомиться с нами поближе? Можно попытаться испугать медведицу дикими криками… А можно и разозлить ее еще больше…
Было еще одно не очень надежное средство отпугнуть зверя, про которое мне рассказывал Григорий Тутаев. Будто бы за одним безоружным мужиком увязался медведь, а мужик сообразил зажечь газету и сунуть медведю в морду. Мишке это не понравилось, и он благополучно отстал. И вот я целый день шел впереди, приготовив в кармане ковбойки спички и изрядный лоскут газеты. На крайний случай.
 
Но обошлось. К вечеру медведица все-таки сошла с тропы, и мы остановились лагерем на границе леса. Зажгли большой костер и спокойно начали готовиться к ночлегу.
Хорошая попалась нам навстречу медведица, не агрессивная. Надеюсь, что она благополучно прожила свою звериную жизнь, не встретила она профессионального охотника, и ее шкура не висит в какой-нибудь городской квартире.
 
Еще раз я также нос к носу столкнулся с медведем на
Медвежьем озере. Наша группа из пяти человек шла по берегу озера, продвигаясь к его дальней, южной оконечности. Тропа то спускалась на песчано-галечный пляж, то поднималась в прибрежную тайгу. Я шел впереди и начал в очередной раз подниматься в прибрежную таежку, продираясь по пояс через кусты – тропа прямо скажем, была не очень.
 
Вдруг слева, перпендикулярно нашему курсу, в кустах началось шевеление и мелькнуло что-то бурое и ушастое. Мой взгляд как обычно искал тропу, и я не сразу среагировал на это шевеление. Но один мой товарищ (совсем не тот, что на Орзагае) более внимательно смотрел вперед и, опознав медведя, начал совершать два совершенно противоречивых действия. Во-первых, он истошно заорал что-то нечленораздельное, чтобы, значит, напугать зверя. Во-вторых, он начал рвать из кармана штормовки фотоаппарат, чтобы, значит, сфотографировать зверя крупным планом. На долгую память.
 
Но зверь не стал дожидаться сеанса фотографии, только что не сшибив меня с ног, он во всей своей красе промчался слева направо и исчез с глаз долой.
 
Через непродолжительное время мы остановились на ночлег почти на самой оконечности озера. Здесь проходила граница леса, и отдельные купы кедрачей перемежались большими безлесными пространствами. Берег плавно загибался вправо, и почти сразу от уреза воды поднимались горные цирки, замыкающие этот конец озера.
 
Цирки над Медвежьем озером
Цирки над Медвежьим озером
И тут на песчаном пляже, у подножия цирков, мы увидели нашего знакомого. Огромный зверь долго бродил по берегу, то ли выискивая растительную пищу, то ли демонстрируя нам свою медвежью красу. Но на более близкое знакомство медведь так и не решился. Слава Богу!
Приведу еще один "медвежий" сюжет, когда на несколько мгновений меня обуял первобытный ужас. Летом 1968 года мы прошли из Тувы на Алтай через перевал Пограничный и стали спускаться к озеру Иты-куль, из которого брала свое начало
река Чульча.
 
Тропа вела по долине
реки Кумый, то, утопая в болоте, то, поднимаясь на сухие островки, поросшие столетними кедрами. И вот, поднявшись на один из островков, тропа привела к огромному кедру, на стволе которого была сделана большая затеска. На затеске был отчетливо виден крупный текст, написанный химическим карандашом: "На этом месте умер крупный ученый, математик и путешественник, профессор МГУ Немыцкий Виктор Владимирович (12 XI 1906 – 7 VIII 1967)."
 
Немыцкий Виктор Владимирович
Вот какие совпадения подбрасывает жизнь. По книгам Немыцкого мы изучали теорию дифференциальных уравнений на радиофаке университета, и вот спустя много лет довелось посетить место его гибели. Прожил ученый и путешественник шестьдесят один год. Мы стояли в скорбном молчании, задумавшись о превратностях жизни. Вечерний сумрак наползал на сухой кедровый островок посреди мрачной болотины Кумыя, неуютно было на душе.
История эта неожиданно получила продолжение через год, когда на озере Кара - Холь мы общались с начальником геологической партии.  Он нам рассказал, как два года назад пришлось вызывать вертолет и вывозить из тайги тело ученого, который скончался во время туристического похода. Сидел ученый у костра вечером с молодыми ребятами, почувствовал недомогание и ушел в палатку, а утром не проснулся. И тут я вспомнил болотину Кумыя, кедр с эпитафией и понял, о ком шла речь.
 
Но вернемся в 1968 год. Мы спустились до озера Иты-Куль и стали думать, что делать дальше. Это озеро имеет форму восьмерки,  тропа вывела нас к сужению между ее овалами и повернула вдоль берега направо, чтобы перевалить в верховья Абакана. По-видимому, она вела на народный курорт с горячими ключами в устье Бедуя.
 
Тропа, по которой нам надо было выбираться из этих мест, вела  вниз по Чульче и начиналась на другом берегу озера. Очевидное решение - пройти направо до конца озера, (там возвышается эффектная вершина Ажу-Тайга) и уже по другому берегу спуститься до Чульчи. Но это приличный крюк: десять километров туда и десять обратно.
 
Озеро Иты куль и Ажу Тайга
Озеро Иты куль и Ажу Тайга
Мне не давало покоя сужение посреди озера - наверное, там возможна переправа. И я пошел искать брод через озеро Иты-Куль?! Прошел я около километра по узкому песчаному пляжу, время от времени спускаясь в воду чтобы попытаться достигнуть противоположного берега. И все-таки я нашел этот брод!
 
Возвращаюсь назад с благой вестью для спутников и вижу на песке рядом со своими следами от кирзовых сапог огромные медвежьи следы. Причем, медвежий след перекрывает мой человечий след. Кто сразу не понял – медведь шел следом за мной и интересовался моей особой.
 
Медвежий след на песке
                                            Медвежий след на песке
Нельзя сказать, что я очень уж испугался встречи с медведем, но стал более внимательно смотреть по сторонам. Как вдруг, рядом со следами моих кирзовых сапог и рядом с медвежьими следами я увидел на песке отчетливый след босой человечьей ноги! Совершенно свежий след, еще не заполненный водой. Вот тут то меня и обуял первобытный ужас. Этого не может быть, потому что не может быть никогда! Если даже я и могу сойти за Робинзона, то здешние таежные Пятницы не ходят босиком. А вдруг сейчас из зарослей появится дикий человек йетти, которого безуспешно ищут по всему свету?
 
Такие мысли в течение доли секунды промелькнули в моей голове, но я быстро пришел в сознание, сел на песок и расхохотался. Дело в том, что я, пытаясь в этом месте найти брод, снял кирзовые сапоги и полез босиком в воду. Вышел я из воды также босиком, и прежде чем надеть сапоги оставил босые человечьи следы на песке. Не осталось диких людей на земле, ребята!
 
А озеро Иты-Куль мы форсировали как вьетнамские партизаны, неся рюкзаки на голове. Вода мне доходила по грудь, девушки, к сожалению, имели меньший рост.
 
В заключение медвежьей темы приведу еще один сюжет, который показывает насколько различные модели мира у городских людей и у таежных охотников.
 
После окончания похода на
Уду в 1962-м году мы вышли в тофаларский поселок Алыгджер, где просидели в аэропорту, ожидая борт на Нижнеудинск, одиннадцать дней. При всем при том, погода стояла идеально летная. Но многие пилоты Нижнеудинского авиаотряда только что вернулись из отпуска и не налетали еще необходимого числа "грузовых" часов, чтобы получить разрешение возить живых пассажиров.
 
Каждое утро мы шли в аэропорт – большой луг на окраине поселка, и сидели на его окраине, наблюдая, как вереницей садятся грузовые борта, выгружают ящики с водкой и пустые улетают обратно.
 
Недалеко от аэропорта у нас образовалось место постоянной ночевки, где мы жгли костер, варили ужин и знакомились с местными школьниками. Мы подружились с несколькими старшеклассниками –
тофами, которые приходили к нашему костру вечером и мы проводили время в обоюдно познавательной беседе. Местные ребята, к примеру, интересовались, что представляют из себя пароход и автомобиль, и чем они отличаются от привычного для них самолета. Еще их интересовала процедура передвижения на верховом олене по большому городу – ведь олень копыта собьет на асфальте, и т.д. и т.п.
 
Нас же, городских жителей, интересовала таежная специфика. Спрашиваем однажды симпатичного десятиклассника – охотился ли он на медведя. Тот не понимает специфики вопроса и отвечает, что, конечно, охотился и неоднократно.
 
И тут один наш товарищ решил развлечь школьника остроумной шуткой городских охотников на тему поимки медведя посредством фанерного листа и молотка. Это когда охотник идет на медведя, держа перед собой лист фанеры; медведь встает на дыбы и когтями вцепляется  фанеру; охотнику остается только загнуть молотком когти – и медведь пойман. Кто не понял – смысл шутки в том, что НИКОГДА у городского человека не хватит смелости подойти к медведю с листом фанеры.
 
Рассказал товарищ эту байку тофаларскому десятикласснику и ждет, хихикая, реакции на шутку. Молодой охотник задумался, что-то было ему не смешно и что-то его смущало. И, наконец, он изрек совершенно серьезно, что такой способ охоты на медведя не годится. Его не смутила ситуация, когда вставший на дыбы медведь вцепится в фанерный лист. Как сейчас слышу размышляющий голос тофаларского школьника: "Не, однако, ничего не получится, медвежьи когти нельзя загнуть молотком, они сломаются!"
Вот какие разные базы знаний у городских людей и у таежных жителей.
    
 
С. Кузин
 
 
2005-09-10
ЛИСТАЕМ ДАЛЬШЕ...
Всё только начинается
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                          
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru