Кинзелюкский водопад

||  Быль и мифы Кинзелюка  ||  Маршруты по Тофаларии

Свой кошмар всегда лучше чужой гениальности

Быль и мифы Кинзелюка                                                      Евгений Теличко: <stalker79@bk.ru>
                                                                                                             Галерея Кинзелюкского водопада
Часть первая.................................................................. Начало всего. Трудные дни. Миф первый.
Часть вторая........Собственно описание похода. (Лёгкое и непринуждённое повествование).
Часть пятая..........................................................................................Фотографическая. Миф пятый.
Часть шестая..................................................................................................................Математическая.
Часть десятая. .........................................................................................................................................................................

Трава ещё немного мокрая. Начинаем замечать затёски на деревьях. В них скрывается намёк на тропу, точнее сказать на свободное от завалов место, удачные проходы среди деревьев и логичные укорочения поворотов реки. В целом они помогают, если не увлекаться их обязательным поиском. А если потеряешь, то не всегда они потом скоро попадаются. Река уже повернула на восток окончательно и стала ещё более бурной. На длинных прямых участках пенные буруны обозначают ступени до самого горизонта, как говорится, хотя горизонт здесь весьма ограничен... Поток очень сильный ширина реки уменьшается метров до 15, по правому берегу невысокие прижимы из красноватых скал. Михаил Иванович сделал Серёге посох, разгрузили немного его рюкзак. Тем не менее, скорость нашего передвижения падает все больше. На удачный исход дня при такой тайге рассчитывать не приходится.

На одном из привалов едим конфетки и делимся впечатлениями. Хватает ума взвесить наши рюкзаки и подойти с тем же намерением к Кутузовским. Илья просто в шоке. Рюкзак у Людмилы Борисовны по массе такой же, как и у нас, а у Михаила Ивановича процентов на 20 тяжелее! Хорошо, что они не видят наше состояние, Серёга добит такой новостью. Начинаем его разгружать, он упирается. Кутузовы тоже хотят поучаствовать, но я категорически против в свете последних измерений. Серега также против этой радикальной процедуры, но нам с Ильей он противится уже не в силах. Трогаемся дальше, больше на автопилоте, чем на надежде в успех.

На участке 080-081 движемся по неплохой тропе. Дальше тоже ориентируемся по затёскам и немного увеличиваем скорость передвижения, даже улучшается настроение. Но ближе к реке тропа вновь исчезает.

Здесь Илья демонстрирует мне в отчаянии, почему он не может идти за мной. Поперек дороги лежит огромный кедр, скользкий и заросший густым мхом. Я подхожу, и высоко закинув ногу, одновременно опершись рукой на ствол, перешагиваю через него. Илья следом втыкается в препятствие и для его преодоления ложится на ствол животом, а потом, подпрыгнув, начинает переползать через него. Развернувшись вдоль ствола он, наконец, может опустить ноги на землю с противоположной стороны, тем самым закончив преодоление преграды. Времени затрачивается больше раза в два, не говоря уже о силах. И при этом большинство стволов как раз такой высоты, что я их перешагиваю и иду дальше, а он должен штурмовать их в указанном выше порядке.

В какой-то момент на мгновение среди темной зелени хвои мелькает как призрачный мираж удивительная картина. Освещенные солнцем голые вершины в истоках реки Белой 1-ой. Далее снова полог деревьев смыкается, и мы погружаемся в действительную реальность. Гуща леса и собственных мрачных мыслей с головой накрывает нас в этом бесконечном дневном бою с буреломами и преградами.

К устью с 1-ой Белой пройдено около 9 километров. Даже по минимуму это для нас недобор, а самое главное, нет перспектив на увеличение этого самого расстояния в последующие дни. Здесь, возле реки лес немного попроще, завалы не такие интенсивные, больше мелких распадков и как-то посветлее. Сама река в районе 1-ой Белой имеет невысокий левый берег и всё такое же быстрое течение. На противоположном берегу довольно бурным потоком врывается в Кинзелюк 1-я Белая, почти под прямым углом.

Солнце повисло над самыми  макушками гор. На ровной полянке, что для такой тайги большая редкость, Михаил Иванович, идущий в этот момент впереди, устало опускается на колено и сбрасывает тяжелый рюкзак на грязно-зелёный ковёр мха. Все понимают, что этот привал явно последний, и дальше идти смысла нет, нам не победить пресловутые километры. Все, кроме Серёги. Облизывая пересохшие губы и опираясь двумя руками на свой верный посох, он тихо, но с большой долей уверенности в голосе обращается ко мне. Я смотрю ему в глаза и ещё раз переспрашиваю, действительно ли он хочет продолжить собственную муку. Он уже громче отвечает утвердительно. Михаил Иванович настораживается, а мой рюкзак останавливается на полпути, так и не достигнув желанной сырости и прохлады земли. Михаил Иванович сердится, но тут вступается Людмила Борисовна, пожалуй, она одна понимает, как важно сейчас нашему коллективу сохранить равновесие. Место и вправду хорошее, вряд ли нам скоро попадётся среди этих джунглей что-то лучше или хотя бы такого же уровня. Скорее всего, втиснемся где-нибудь между стволами кедров-исполинов и будем всю ночь ворочаться на их твердых неприветливых корнях. Даже моя запальчивость – «вечная» батарейка, согласна была в первый момент с этой смиренностью и обреченностью побежденных. Но зеленый от усталости Серега сказал, что надо идти, идти пока есть такая возможность. Слабость моя пропадает и его порыв запускает во мне угасшую спортивную страсть, я опять хочу драться с километрами, опять бить ногами тропу и рубиться через чащу леса к цели. Объявляю о нашем решении всё ещё сидящим на земле Кутузовым. Огорченный чрезвычайно Михаил Иванович поднимается на ноги и устраивает рюкзак на спину. Оставляя позади точку 082, так и не ставшую нашим биваком мы продолжаем путь вдоль Кинзелюка. А время уже 19.30

Выходим на галечную отмель и понимаем, что сильно устали идти по лесу. По круглым валунам идти хоть и непривычно, но ощутимо легче. Свежий ветерок по руслу разгоняет затхлость и духоту леса. Но радость длится недолго, отмель заканчивается. Мы ещё какое-то время бредем по воде и более мелким собратьям нашей галечной мостовой, радуясь перемене окружающего мира.

Река здесь впервые за долгое время успокаивается и просто быстро бежит по камням. Вода шаловливыми волнами подходит к травянистому берегу, вынуждая окончательно покинуть гостеприимную трассу. Снова ныряю под полог леса и буквально через пару шагов останавливаюсь в растерянности.

Изба. Да, самая натуральная охотничья изба, хоть и старая, но вполне жилая. Герыч с Валерой говорили, что изба должна быть на устье с Сурунугом, но никак не по дороге вдоль Кинзелюка. На подобный подарок мы ну никак не рассчитывали. Тем более в такой тяжелый для нашей группы час.

Я шел впереди, немного обогнав остальных, и теперь стоял и не верил глазам своим. Тишину и торжественность минуты нарушал лишь шум реки здесь на удивление негромкий. И сразу как-то дружелюбно приветливым показался мне окружающий оплот человека лес, как-то тепло и легко стало на душе. Пришло простое ощущение, что всё хорошо. И никуда сегодня не надо идти, не нужна более спешка.

Это сейчас я понимаю, что то была усталость, а тогда из оцепенения счастья и спокойствия меня вывели всплески воды бредущего по реке Серёги. Он уже ступал отяжелевшей ногой на берег, когда я не выдержав, предупреждая его удивление, сообщил ему приятную новость. Он отреагировал достаточно спокойно, как будто знал, или заранее предвидел подобный исход дня. Но состояние его, меня огорчило. Серёга выложился по полной и выглядел совсем неважно. Безразличный блуждающий взгляд и внешняя отрешенность говорили за него более чем многословно.
Изба находится на небольшом возвышении и до воды надо спуститься по некрутому склону метра на четыре. Спуск не самый удобный и набирая воду рискуешь ковырнуться вниз. От Базовой до неё получается 13,5 километров, при удачном раскладе – дневной переход. По крайней мере, я теперь, зная дорогу и особенности пути, смогу дойти за день, если погода совсем не будет злобствовать. Для новичков Кинзелюкской тайги – это предел по идеальным условиям.

Ориентиром может служить протяженная галечная отмель, использованная нами с успехом в качестве дороги. Только вот по большой воде этот ориентир исчезнет, потому после устья с 1-ой Белой надо внимательно искать следы присутствия человека. До избы от устья около километра. Самым низом проскочить её будет невозможно, а вот по лесу очень вероятно.

В избе трудно разместиться более чем вдвоём, печка ржавая и труба выходит влево прямо через стену. Мы ставим свою палатку прямо у входа, а Кутузовы занимают по общему согласию охотничий дом. Готовим на костре, натянув удобный тросик Михаила Ивановича с разными крючьями.

Серега первые минут 20 просто лежал и отсыхал. Я думал, он уверенно скажет, что больше никуда не пойдёт. Однако за ужином, когда стали обсуждать вопрос о планах на следующий день и вообще о перспективах на дальнейшее продолжение похода, Серёга заявил, что будет решать утром, по своему состоянию. После всех обсуждений постановили, идти нам с Ильёй вдвоём, если Серёга останется в избе, а Кутузовы пойдут следом, так как времени у них больше. Нам же вдвоём предстоит гнать туда и обратно максимум за шесть дней.

Ночью был дождик, утром пасмурно, но не сыро. Серега соглашается на героическую оборону избы в следующие шесть дней, так как ноги его не идут, да и натёр он штанами себе мозолей. Мы быстро завтракаем и пытаемся отговорить Кутузовых идти с нами в марш-бросок. Я понимаю, что мой издевательский темп в тандеме ещё как-то приемлем, но для группы не подходит.  Михаил Иванович соглашается, что в данном случае раздельно мы сработаем более эффективно.

Уходим в 8-40, Михаил Иванович с Людмилой Борисовной стартуют на полчаса позже. Сначала даже идём по тропе, окруженные мокрой после дождя травой. С деревьев тоже капает, но лес более или менее просторный. По возможности ищем затёски.

К 10 часам утра выходим к устью 2-ой Белой. Здесь обе реки почти одинаковы и также, похоже, свирепы. Вода скачет по крупным уступам и валунам, охватывая всё пространство пенной пеленой.
Участок 085-BAZA5 подробностей в памяти не оставил. Скажу лишь, что обозначенные точки, скорее всего, находятся на тропе или её участках.

В 13-20 дня выходим к довольно большому ручью, бродим его выше устья и, почти сразу, деревья расступаются, открывая нашему взору небольшую поляну с пригорком в дальнем конце. А под ним – изба!

Здесь же бежит небольшой ручеёк, отражая в себе хмурое дождливое небо. Крыша оказывается как нельзя кстати. Едва успеваем зайти в уютное убежище, как сверху начинается излияние. Через полчаса дождик стихает, и мы разводим костерок ещё под последними мелкими его каплями, падающими сверху как прощальный салют. Появляется солнце, мы, пообедав, лежим немного в прохладной, но какой-то странным образом близкой и родной избе. Исследуем внутреннее убранство и колорит охотничьего пристанища. Везде и на улице и в доме на стене висят капканы, их здесь, наверное, под сотню. Снаружи у стены большая поленница дров – запас для теплых зимних ночёвок. Крыша у этой избы получше, чем у предыдущей, да и сама она выглядит как-то пообжитей и уютней. Печка имеет прямую трубу и выход через крышу наружу. До реки отсюда далеко, тем более из-за пригорка Кинзелюк и вовсе не слышно. На обратном пути мы избу, скорее всего, проскочили бы, но по навигатору я достаточно легко и непринужденно отвернул от реки и прорубившись через густой ельник вышел точно на пригорок над нашей знакомой полянкой. Как вариант идти от устья с Кинзелюком по правому берегу ручья метрах в 30-50 от воды вверх, тогда не проскочишь.

В 15-50 мы выдвигаемся, преодолевая желание остаться. Илья начинает поднывать и страдать от своей собственной неосмотрительности. «Ну, чё я здесь делаю?!» - исчезнет только на один вечер пребывания на водопаде. Делаем ненужную петлю к реке, чтобы убедиться, что она здесь и снова отправляемся в лес.
В половине шестого выходим к довольно бурному  притоку (точка 089). Удивляет его мощь, на карте никак не угадывающаяся. Похоже, это результат работы нашего обеденного дождика как раз докатился к нашему приходу. Идём немного вверх в надежде найти хоть сколько-нибудь пригодное для переправы место. Вскоре идеальный вариант находим чуть ниже по течению. Я прохожу по мосту с рюкзаком, возвращаюсь за Илюхиным и проделываю цирковой номер ещё раз. Илья, перестав ворчать, сосредоточенно преодолевает очередной рубеж в испытаниях его нервной системы на прочность.

В 18-10 ещё один приток, брод простой (точка 091 по рисунку 01). До точки 094 предпочтительный путь указать трудно. Вверх по Кинзелюку мы шли с учетом затесок и старательно их искали. Обратно шлось легче, и шли, уже ориентируясь по тайге, иногда прибегая к помощи навигатора, чтобы соотнестись как раз с первоначальной дорогой. Просто после недели блужданий в Кинзелюкском стрёме путь верный и более лёгкий начинаешь чуять нутром.

К восьми часам вечера выходим на действительно открытое место. Здесь берег реки представляет собой террасу, заваленную стволами деревьев вдоль и поперёк. Впереди бежит навстречу Кинзелюк, а справа возвышается темный горб хребта. Впервые видим горы на нашем берегу. Зрелище после нескольких дней блужданий по непроглядной тайге поистине потрясающее.

ЛИСТАЕМ ДАЛЬШЕ...
Всё только начинается.
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.

Средства выживания.

Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.

Рюкзаки и палатки.

Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru