Главная                Тофалария                Тофы о Родине                Про связь                Фотоцентр                Контакт                           Гостевая книга
    Наши древние предки всячески пытались доступными средствами оставить память о себе будущим поколениям. Многое из того, что мы наблюдаем в настоящее время, когда то несло осмысленную информацию для современников и непонятную, загадочную для нас сейчас.
Писаницы являются одним из проявлений культуры людей некогда проживавших на территории Тофаларии.
 
 
 
...1 ...2
 
Три одиночных рисунка
Перед вышеописанной композицией, на этой же большой плоскости, выявлено два одиночных рисунка (рис. 22, 23),
 
Рис. 22. Представлен антропоморфным изображением. Шея не обозначена. Очень короткие руки сильно согнуты. Длинный торс, узкая талия. Ноги широко расставлены, слегка согнуты в коленях. На правой ноге показана ступня. Рисунок имеет утраты. Расположен близко к вышеописанным изображениям (рис. 20, 21). Помещен на скальной поверхности, обращенной к реке.
 
Рис. 23. Представлен прочерченными один над другим углами, концевые части которых округлые, направлены вниз. Расположен на высоте около 3 м от уровня современной дневной поверхности, выше остальных рисунков, входящих в третью большую композицию.
 
     Правее третьей композиции, на этой же плоскости, выявлен еще один одиночный рисунок, представленный антропоморфным изображением - рис. 39. Рисунок интересен тем, что человек изображён в одежде, перехваченной в талии. Фигура динамичная. Полностью окрашена. Под одной ногой имеется длинный подтек краски. Скальная поверхность обращена к реке.
 
 
Пятая композиция (большая)
Правее, на плоскости, имеющей южную ориентацию, расположена композиция, представленная исключительно антропоморфными изображениями. Рисунки выполнены контурной линией. На плоскости заметны очень слабо.
 
Рис. 40. Представлен, вероятно, антропоморфным изображением. С обеих сторон головы имеются два выступа (головной убор или волосы?). Торс отмечен двумя линиями, сужающимися от плеч к талии. Показана одна согнутая нога. Рук нет. Расположен на уровне около 3 м от современной дневной поверхности.
 
Рис. 41. Представлен, вероятно, антропоморфным изображением. Несоразмерно маленькая голова. Обозначены широкие плечи, намечен торс, ноги широко расставлены, левая согнута в колене.
 
Рис. 42. Антропоморфное изображение. Голова несоразмерно маленькая. Широкие острые плечи, длинный торс, узкая талия. Рук и ног нет. На груди изображен круг, разделенный крестообразно на четыре части. Рисунок имеет утраты.
 
     Ярче других выглядит полное фаллическое изображение антропоморфного с обозначением грудины, волос на голове (или головного убора). Руки сильно согнуты в локтях, ладони упираются в талию. Ноги согнуты в коленях. Обозначены ступни. Фигура динамичная - рис. 43.
     Рядом расположено также антропоморфное изображение  поза сидящего на корточках человека. Маленькая округлая голова, широкие плечи. Рисунок прорезан горизонтальной трещиной. Линия правого плеча переходит в ногу, на которой обозначена ступня. Рисунки расположены в 1,5 м от уровня современной дневной поверхности.
 
Шестая композиция (малая)
     Завершает писаницу малая композиция, расположенная на плоскости, ориентированной в сторону реки. Представлена небольшим антропоморфным изображением, выполненным контурной линией - рис. 44. Хорошо видны голова, шея. Руки короткие, раскинуты в стороны. Сразу из-под рук показаны длинные ноги, слегка согнутые в коленях. На обеих ногах обозначены ступни. Ниже рисунка находится аморфное, красочное, вытянутой формы пятно, возможно, второе антропоморфное изображение, но сильно размытое. Верхний рисунок расположен на высоте около 3 м от уровня современной дневной поверхности.
 
Классификация рисунков.
     Выявленные рисунки классифицируются следующим образом. Правую большую группу представляют тереоморфные изображения, всего их 25. Из них, возможно, 17 лосей, один кабан, два оленя. Шесть тереоморфных фигур неопределимы. Формы тел животных переданы достаточно живо и искусно, с деталями.   Реалистично изображены рога, уши, подшейные кисти. Обрисовка тела строго профильная. У семи фигур изображена одна передняя нога, у стольких же обозначено по две ноги (передняя и задняя). У трех фигур  по одной ноге, задней. Одна имеет две задних ноги (передние утрачены). Две фигуры имеют по две пары ног. Одно изображение выполнено с наложением. Все фигуры животных объединяют характерные пропорции тела, общие контуры  длинное, почти прямоугольное туловище, круто спускающийся круп, большая голова, сухие ноги. Уши изображены парой. Рога встречаются редко. Большинство тереоморфных фигур изображено со слегка согнутыми передними ногами.
 
Все тереоморфные изображения делятся на две группы по манере исполнения.
Первую группу представляют 11 тереоморфных, выполненных контурной линией, вторую - 13 фигур тереоморфных, тела которых прочерчены поперечными линиями. Из всех фигур одна выделяется своим скелетным изображением и полностью окрашенной головой. Характерно, что тереоморфные, изображенные контурной линией, входят в состав второй большой композиции и расположены компактно. Тереоморфные, тела которых прочерчены поперечными линиями, входят в состав третьей большой композиции, изображены беспорядочно, ориентированы в разные стороны.
 
     Помимо полных тереоморфных изображений, в данной писанице присутствуют изображения медвежьих следов. Они входят в состав первой и второй больших композиций. Одиночный рисунок одного медвежьего следа как бы "начинает" писаницу. Присутствие изображений медвежьих следов делает данную писаницу уникальной.
Характерной чертой писаницы является правая ориентация (вверх по течению реки) большинства тереоморфных изображений.
 
Вторую, меньшую группу представляют антропоморфные изображения (всего 14). Почти все они представлены в фас, фронтально, с обозначением на ногах ступней. Фигуры очерчены без детализации. Отличительными чертами являются: форма туловища, расположение рук и ног, наличие головного убора. Два антропоморфных изображения показаны одиночными. Остальные составляют определенные сюжетные сочетания с тереоморфными, что явно имеет определенное смысловое значение. Из всех антропоморфных фигур 10 изображено контурной линией, 3 фаллические, И без признаков пола, одна изображена в одежде, у четырех, возможно, имеется головной убор. Две фигуры статичные, 12 динамичных. Три фигуры ажурные. Одна  держит в руках лук.
 
     Вышеописанные изображения антропоморфных и тереоморфных родственны по стилистике петроглифам в долинах рек Ангары (д. Сухая Баля, Каменные острова), Лены (Шишкино), Прибайкалья (Саган-Заба), Алтая (долина р. Елангаш), Забайкалья (долина р. Буй, Наушки), Монголии (Хобд-Сомон, ущелье Хавцгайт, Аршан-Хад, Южно-Гобийский аймак, Улан-Хад), которые по датировке А.П. Окладникова относятся к концу II - началу I тыс.
до н. э.
 
     Вопрос о датировке писаницы Л.В. Мельникова оставляет открытым. Основанием являются результаты, полученные комплексной научной экспедицией на Шишкинских писаницах (1987 - 1993 гг.). Рядом специалистов из различных областей науки (геологии - МГРИ, химии - ВНИИР, физики - ИГУ, истории - ИОКМ) было установлено следующее. Все изображения, выполненные на скальной поверхности в любой технике, не поддаются датировке физическими методами; датируется собственно геологический материал, т.е. скальная порода.
     Лабораторные химические анализы краски, взятой со скальной поверхности красочных изображений, вычленяют краситель (охра, гематит, киноварь) без определения связующих элементов (воды, жира). В процессе визуального обследования на плоскостях скал обнаружено, что значительная часть их имеет очень тонкий (до 0,5 мм) сплошной пленочный налет. Исследования вещества корочки методом инфракрасной спектроскопии показали, что искомым веществом является минерал органического происхождения уэвеллит (СаС2О4Н2О). Проверка результата рентгено-структурным дифрактометрическим методом подтвердила результаты. Уэвеллит не растворяется в воде и играет защитную роль на песчанниках Шишкинских скал. На плоскостях, покрытых уэвеллитом, отслоение корочек происходит значительно менее интенсивно, а собственно скальные корочки сохраняют большую прочность.
 
     Исходя из вышеизложенного, Л.В. Мельникова сознательно не пытается предположить датировку писаницы Миллионного порога путем выявления аналогов.
 
 
 
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                           
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru