Главная                Тофалария                Тофы о Родине                Про связь                Фотоцентр                Контакт                           Гостевая книга
    Наши древние предки всячески пытались доступными средствами оставить память о себе будущим поколениям. Многое из того, что мы наблюдаем в настоящее время, когда то несло осмысленную информацию для современников и непонятную, загадочную для нас сейчас.
Писаницы являются одним из проявлений культуры людей некогда проживавших на территории Тофаларии.
 
 
 
ВЕЧНЫЕ  ТАЙНЫ  ТОФАЛАРИИ                                                                                               Автор: Михаил Иванович Пугачёв
 
...1 ...2 ...3
 
     Прежде чем начинать описание наскальных росписей района, следует хотя бы в нескольких словах рассказать об удивительном и неповторимом ландшафте Шаманки. С высоты птичьего полета весь район выглядит как большой горный цирк (в диаметре до 6 км) с очень крутыми склонами и отвесными скалами с западной и восточной сторон. Эти стороны похожи на дугообразные горные гребни: высокие, а по краям постепенно понижаются и образуют в цирке два сквозных прохода, один на юге, другой - на севере.
     Концы западной горной дуги упираются в устье речек Шаманки и Средней Шиты. Вдоль подножия всего западного горного гребня проходит древнее русло реки Уды. Восточная горная дуга занимает симметричное положение по отношению к западной. Внутри цирка - поросшие лесом три холма с плоскими вершинами.
 
     Река Уда втекает в южный проход цирка ниже устья Шаманки и, повторяя дугообразную форму восточного гребня, делают плавную петлю, на изгибе которой шумит труднопроходимый порог. Он производит сильное впечатление своей мощью и силой потока. Это известный Миллионный порог. Но впечатление усиливается, когда видишь высокий и скалистый склон восточного гребня вдоль правого берега рек. Гребень постепенно понижается к северу и заканчивается скалами, на которых древний таежный охотник оставил свои рисунки.
 
     Здесь, в северном проходе, где Уда вытекает из цирка, с левого берега вздымаются от воды отвесные скалы такой же высоты, как и по правому - это каньон, с непривычно тихим, спокойным течением воды - умиротворенная тишина после буйства Миллионного порога.
     Вид на окрестности с любой из вершин вокруг цирка исключительно живописен в любое время года. Он создает особое радостное, приподнятое, настроение. Испытываешь особенный душевный трепет. Поневоле задаёшься вопросом, почему древние охотники избрали этот район местом своей картинной галереи.
 
     Когда просматриваешь с горы все подходы к цирку и тропы внутри его, видишь, что туда, где река выходит из цирка, сходятся все основные дороги. Природа создала здесь своеобразный перекресток, который люди прошлого не могли не заметить. На сотню километров протяженности реки только на этом месте единственные своеобразные ворота - короткий, живописный каньон с высокими скальными берегами. На правой стороне каньона узкая, до 20 метров, песчаная коса, полого поднимающаяся к подножию скал, на которых можно увидеть написанные охрой рисунки, они расположены на разной высоте (от полутора до пяти метров). Гранитные скалы, высотой15 метров и выше, с небольшим наклоном от реки, разбиты на отдельные. Разной ширины и толщины вертикально стоящие блоки. Рисунки написаны на отдельных плоскостях, как параллельных, так и перпендикулярных к реке, отдельными группами, композициями.
 
     Всего их пять. Между крайними рисунками около 60 метров. Во время первой экспедиции мы пронумеровали композиции и рисунки слева - направо, то есть против течения воды. Это получилось как - то естественно, как само собой разумеющееся, так как пишем мы тоже слева. Однако, сравнивая направления движения зверей Ярминских петроглифов и Шаманских писаниц, непроизвольно замечаешь определенную закономерность - звери смотрят, двигаются в правую сторону, а в этих случаях - к верховью реки к её истокам. Выше я уже отмечал эту особенность изображения зверей Ярмы, "зверей эпохи неолита". Возможно, последующие поколения таежных охотников уже на Шаманских писаницах унаследовали и воспроизвели те же обычаи и традиции.
 
     Первая композиция расположена на плоскости скалы, чуть повернутой вниз к движению воды. Композиция вертикальная. Начинается на высоте трех метров от основания фигурой лучника-охотника, натягивающего лук по направлению вправо, где неясная фигура поверженного марала-оленя с высоко поднятой головой. Поза лучника напряженная.
     Над оленем, в полуметре, то ли изображение солнца с несколькими лучами, то ли след медведя. Наверху, в левом углу, - фигура человека в глубоком полуприседе, с поднятыми вверх руками. По мнению некоторых исследователей, это - поза рожающей женщины.
 
     Вторая композиция - самая интересная по содержанию и по разнообразию, фигур, расположена в пяти метах от первой - на ровной поверхности скалы, разбитой вертикальными трещинами на несколько плоскостей. Занимает площадь около шести квадратных метров.
     В центре композиции отчетливо просматривается вертикально стоящее изображение туловища утки или гуся, клюв которого упирается в два следа медведя. Слева - сильно поврежденные временем изображения десяти оленей. От некоторых фигур остались отдельные штрихи, но воображением их можно дополнить до целой фигуры. Олени направлены головами друг к другу почти  попарно, по пять фигур с обеих сторон через трещину в скале.
Справа от центральных фигур выписана с большой любовью, реализмом и достоверностью в пропорциях тела, фигура оленя с ветвистыми рогами. На туловище полосы, - видимо, изображены ребра. Почти интуитивно угадаешь в этой фигуре самку - олениху. Разумеется, если видел их часто, пас их, ездил на них. От живота  оленихи тянется вниз охристая полоса, соединяющая туловище с овалом, расположенным вертикально. Рядом с головой оленя фигура человека без рук, высотой вдвое меньше оленухи, колени ног чуть вывернуты в сторону. Признаки пола не обозначены. Над оленухой не совсем четкие контуры другого оленя, вздыбленного,  с высоко поднятой головой. Ребра тоже вырисованы. Под мордой оленя - фигура человека с фалосом, на голове его большая шапка с развернутыми в сторону концами, направленными немного вниз. Над головой прорисована точка. Фигура человека соединена с верхним оленем.
     Между рисунком оленухи  (верхнее овалом, соединенным с оленухой) и уткой нарисован охрой непонятный по форме знак, размером до десяти сантиметров. Возможно, это, как и на Ярме, магический знак.
На правой стороне от композиции, через вертикальную трещину на скале, мы в 1983 году отмыли изображение небольшой фигуры лося с массивным туловищем.
 
     Третья композиция состоит из двух фигур, располагается выше всех рисунков (около пяти метров) на боковой плоскости, перпендикулярной течению реки и смежной с плоскостью второй композиции. Не смотря на высоту, их видно хорошо. Правая фигура похожа на овал с зигзагообразной вертикальной чертой посредине, длиной 30 см. В нижней части овал не прорисован. Вторая - левая - напоминает заглавную печатную букву "д", у которой верхняя горизонтальная черта скруглена, боковые линии внизу - немного сближаются. Правый конец основания - черточка вниз, как и у буквы, а вот левый - представляет замысловатый крючок, направленный вниз.
     Учитывая положение этой композиции, хотелось бы в связи с этим высказать некоторые соображения. Река входит в каньон, огибая утес правого берега, и поэтому от писаниц виден совсем короткий отрезок противоположного берега с пологой песчаной косой, а ниже - левый борт каньона. Сюда от южного прохода на песчаный берег удобная дорога, по которой ездят зимой через цирк между холмов. Эта дорога наполовину сокращает путь по реке, к тому же неудобный и опасный зимой из-за Миллионного порога. ( Русло здесь забивается торосами и очень часты  провалы во льду и пустоты). Раньше рисунки были видны хорошо из-за свежести красок, и любой человек, выезжая по зимнику (зимней дороге) на противоположный берег, или выезжая из него, видел сразу на скале и "бубен" и "тамгу".
     Можно только догадываться,  какую информацию вкладывал человек прошлого в эти знаки, но это был, видимо, особый ориентир, знаки какого- то предупреждения. Возможно, эти знаки обозначали место совершения магических обрядов и, естественно, оно было как святое место - святилище, не только отдельного рода, но может бать, всего племени, для которых одно из изображений служило отличительным знаком - тамгой. Как утверждает Е.Окладникова, овал с ломаной линией внутри обозначал  шаманский бубен со змеей. Она связана с молнией и громом своим специфическим движением в виде зигзага, а гром издавал бубен. Шаман получал дар камлания тогда, когда змея ударяла его, а потом была ему помощницей.
 
     Между третьей и четвертой композициями на скалах просматриваются отдельные черточки, пятна, у-образные значки, незаконченные полукруглые линии.
 
     Четвертая композиция занимает площадь почти десять квадратных метров на ровной скальной поверхности с одной вертикальной трещиной. Здесь семь изображений, шесть из них - туловища животных с обозначением ребер. Сохранность рисунков и определение вида животных затруднительно, так как не просматриваются у фигур голова и ноги; однако некоторые признаки изображений характерны для оленей. Самый нижний рисунок расположен на высоте чуть больше метра от земли, на осевой линии композиции. Что это - лось, можно определить с первого взгляда. Справа под скальным козырьком - неясная антропоморфная фигура.
 
     Пятая композиция состоит из плохой сохранности фигур. Расположены они на высоте человеческого роста. Из всех рисунков наиболее отчетливо виден человек с фаллосом, а рядом, почти вплотную, повернувшись задом к человеку, стоит животное небольшого роста, вид и пол которого определить трудно. Остальные фигуры фрагментарны.
     Экспедиция ИГРОМ в 1984 году зафиксировала 44 рисунка. В отличие от Ярмских петроглифов, где основным сюжетом является лось, шаманские писаницы можно назвать многосюжетными. Здесь изображения людей, оленей, магических знаков символов, лосей, птиц. Но основное предпочтение древний художник  отдаёт оленю и человеку. Этих фигур больше всего.
 
     В отчёте Л.В. Мельниковой об экспедиции в Тофаларию в 1984 году утверждается, что "Основным сюжетом писаницы Миллионного порога является образ хозяина сибирской тайги - лося, сохатого и человека" С этим утверждением автора согласиться трудно. Из всех изображений Шаманки два рисунка имеют явные признаки лося: характерный горб на спине, массивное туловище, правильные пропорции тела. Однако головы лосей изображены схематично и не обозначено подшейная кисть на холме второй композиции.
     Единственный лось композиции расположен в правой стороне, вдали от основной группы, он малых размеров, по сравнению с разными оленями. На четвертой композиции из семи изображений животных только одного можно без сомнения признать лосем. У остальных - больше характерных признаков оленей, чем лосей.
     В отчёте автор подчеркивает, что "имеется частичное изображение лосей"… однако отдельное изображение головы на второй композиции, более похоже на голову оленя, чем лося - нет характерного изгиба носа, похожих губ и главное, нет подшейной кисти.
 
     Причины поклонения художника Шаманки оленю, а художника Ярмы - лосю, причины разно сюжетных этих двух наскальных галерей нужно искать, видимо, в тех условиях, каких жили охотничьи племена неолита и бронзы (Шаманские писаницы А.Мельникова предположительно отнесла к эпохе бронзы). А условия этих мест, хотя расстояния между ними всего около 170 км по реке, отличаются значительно.
     В районе Ярмы низкогорный ландшафт: выложенные невысокие горные хребты, широкие речные долины по малым рекам. Изобилие болот небольших озёр. Здесь богатая кормовая база для лосей, здесь и его водилось много.
     В районе Шаманки лосей мало. Нет благодатных условий для их жизни: среднегорный ландшафт, высокие горные хребты с крутыми склонами, русла рек проходят в узких ущельях, мало болот и озер. Но зато благоприятное сочетание условий для жизни оленей, изюбрей, маралов. Вот поэтому на Шаманских писаницах сюжетный доминант - всё же олень. В своих работах А.П.Окладников отмечает, что в жизни древних народов в Северной Азии и юга Сибири большую роль играли олень и лось. Они были не только основными сюжетами, но и дублировали друг друга в наскальном искусстве в зависимости от их действительного значения для конкретных людей на определенной территории. У народов Прибайкалья и Северной Азии это был лось, у жителей гор - олень.
 
     Человек прошлого в своём искусстве отражал окружающую действительность, изображал то, что видел. Но восстановить многообразие взглядов, мыслей, чаяний в полном объёме, наверное, невозможно.
     Не вызывает сомнения, что писаницы содержат определённую большую информацию. Сюжет Шаманки разнообразен, здесь свой круг образов и своя манера изображения. Остается задачей расшифровать эти "немые" рисунки и сделать так, чтобы они, "заговорили".
 
 
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                            
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru