Сплав по Уде

  ||  Маршруты по Тофаларии
 
Руководитель группы: Цветкова С.В.                                                                          e-mail: Svetlana.tsvetkova@quorum.ru
Маршрутная книжка: № 1/4-608
Московский городской центральный туристский клуб
 
                                                                                                                                               
Скачать полный вариант описания
 
                                                                                                           
Фотоматериал смотреть здесь
 
Отчёт о водном туристском путешествии 5 к.с. по Тофаларии:
 
Москва – Иркутск-Нижнеудинск - Катышный - пеший переход на р. Уда – сплав по р. Уда до устья р. Хан – радиальный выход на р. Хан – сплав по р. Хан - сплав по р. Уда до пос. Порог- Нижнеудинск - Иркутск - Москва совершённом с 28 июля по 20 августа 2006 г.
 
 
 
 
 
Организация путешествия
Транспортные возможности района. Подъезд и отъезд с маршрута.
Описание пешей части.
 
 
 
 
 
____________________________________________________________________
 
 
 
Организация путешествия
 
Мы собирались пройти «шестерку» в Саянах – мне в этом году достался летний отпуск, и в Среднюю Азию идти в эти сроки было рановато.  Уда была выбрана как красивейшая река в новом для нас районе – Тофаларии. Это классический маршрут, который, как мне говорили бывавшие там, должен посетить каждый водник. Традиционный маршрут по Уде мы пытались разнообразить исследованием ее притоков, потенциально пригодных для сплава. Сбором информации о притоках Уды я начала заниматься еще несколько лет назад.
 
Насколько я могла судить по отчетам и рассказам очевидцев, маршрут по Уде характерен следующим:
- Красивая природа, тайга.
- Несложная пешка, которую можно еще упростить, наняв лошадей.
- Протяженный маршрут, основные сложные препятствия сосредоточены на участке примерно 20 км. Из них 5 км - каньон с препятствиями 6 к.с. Все остальное – прогонные участки.
- Локальные препятствия, которые должны уверенно страховаться: после каждого порога в каньоне – большой плес.
- Высокая посещаемость туристами и относительная обжитость маршрута. За сезон на реке бывает порядка 10 групп. Местность посещается охотниками, много охотничьих изб, лошадиные тропы.
 
Это было не совсем то, что мне нравится (длинные пешки по безлюдной местности и сплав по какой-нибудь редко посещаемой реке), но в этом году команда любителей ходьбы на большие расстояния с тяжелым рюкзаком не сложилась.
 
Основной костяк группы мог пойти на 3 недели, закладывать меньшее время на такой маршрут неразумно. К сожалению, все меньше и меньше народа в Москве может получить отпуск более чем на 2 недели. В результате – нас набралось всего 6 человек. Не все были способны (по разным причинам) таскать тяжелые рюкзаки. В результате – мне пришлось вести переговоры о лошади, которая унесла бы часть наших вещей.
 
Организацией нашей доставки до начала маршрута занимались ребята, которых я нашла на сайте
www.tofalaria.ru Они взялись найти для нас машину (все получилось) и лошадей (не получилось).
 
Забрасывались мы вместе с группой Саши Зверева из Казани. Он заранее написал мне письмо по электронной почте, и мы договорились о совместной заброске. В Интернете в конференциях я нашла адреса руководителей групп, которые в этом году собирались на Уду, выяснила их планы, обменялась информацией. (Уда - очень популярная река. На каньоне нас собралось одновременно 6 групп.)
 
Особое внимание при подготовке к походу я обращала на вес снаряжения – мы не были уверены, что нам удастся пристроить часть груза на лошадь. (См. раздел «Особенности снаряжения). Мы были готовы идти в полторы ходки.
 
 
Транспортные возможности района. Подъезд и отъезд с маршрута.
 
Иркутск связан регулярным авиасообщением со многими городами, в том числе – с  Москвой. В день есть несколько рейсов разных авиакомпаний. Но в сезон билеты нужно приобретать заранее.
 
При подготовке к походу я связалась с менеджером компании «Сибирь» в Москве, и нам любезно разрешили провозить в самолете по  45 килограммов груза на человека бесплатно.
 
До Иркутска также можно добраться на поезде.
 
Заброску от Нижнеудинска до начала пешей части нам организовывали ребята с сайта www.tofalaria.ru. На сайте размещены цены на машины. Машина нам стоила 19 тысяч рублей (на 2 группы). Для поездки на Байкал мы нанимали частные легковые машины. Желающих заработать на перевозке туристов – полно.
 
Дорога рабочая, проложена из Нижнеудинска на золотые прииски Большой Бирюсы (на карте Иркутской области обозначены как н.п. Катышный и н.п. Покровское). Зимник от Катышного продолжается до В. Гутары, но эта часть летом не используется.
 
Дорога идет по водоразделу между Удой и Бирюсой. Она проходима только на Урале или КРАЗе, многочасовая езда по ней производит не очень приятное впечатление. На Бирюсинские прииски машины идут достаточно регулярно, поэтому дорога сильно разъезжена.
 
Выехали в 11 вечера 29 июля. Дорога ужасная. На ночевку встали в 5 утра; ночевали в домике. Встали в 10 утра, выехали в 11. Наши водители (их было двое) никуда не спешили. Они ждали водителей бензовозов. Здесь обычно собирается несколько машин и все едут вместе. Ломаются и чинятся, и при этом ждут друг друга. Вместе с нами ехали 3 бензовоза. Часть пути дорога идет по руслу М. Бирюсы. (Фото 1) Затем по ручью спускается к Б. Бирюсе, и выезжает, наконец, на твердую поверхность.  Дорога становится довольно приличная.
 
Приехали на место в 5 утра 31 июля.  Начало пешей части - довольно большая поляна с домиком (типа сарая).
 
 
Описание пешей части.
 
От домика - начала пешки (Фото 2) – идти следует по дороге, затем, когда дорога раздваивается, выбирать левый вариант. Вначале это зимник в довольно приличном состоянии (~ 2-3 км), затем просто колея (Фото 3). Километра через 2,5 колея начинает вылезать направо на борт долины. Подъем не крутой, набор высоты 200-250 м. Перевал между водоразделом невысокий, лесистый. Высота 1490 м. Тропа на перевале и далее идет по довольно широкой заболоченной просеке (Фото 4), видимо, заросшей дороге. Спуск более пологий, проходит по болоту, внизу тропа резко уходит в сторону от колеи и выходит на берег Б. Мурхоя.  Ширина реки здесь около 30 метров. Воды немного, поэтому проблем брод не создал.
 
Встали лагерем после 2-го брода (километр после 1-го брода через Мурхой.) Вышли в 3 часа дня. До ночевки прошли примерно 6 км (по прямой), реально – примерно 8 км.
 
На следующее утро вышли в 10 часов. Перешли реку вброд обратно, шли по верхней тропе левого берега (Фото 5). По описаниям есть конная тропа понизу с большим количеством бродов, что, мягко говоря, не очень удобно и требует больших временных затрат. 3,3 км шли до стрелки Б. и М. Мурхоя, 7,2 км – до устья р. Аинам.
 
Наконец, тропа спускается к реке. Здесь, на поляне, стоит изба. Обедаем около нее, мы дошли туда в 2 часа дня. Тропа бродит через приток (Фото 6) и продолжает идти по левому берегу в лесу.
 
Переходим Ары-Ой, дальше еще 600 метров по тропе и встаем лагерем около тропы, в месте, где она подходит к Мурхою.
 
На следующий день выходим в 10 утра. Тропа идет по заболоченной местности, река достаточно близко. Шли по левому орографическому берегу. Несколько бродов. Несколько навесов. Тропа не набирает высоту. Встали на обед в 14-30, вышли после обеда в 15-45. Тропа потерялась, все время переходит с берега на берег. Иногда идет по руслу. После обеда, часов в 5, дошли до глобальной наледи (Фото 7). Очень красиво. Потом тропа опять теряется, около каркаса для шалаша мы нашли ее на правом орографическом берегу. Далее – несколько ярко выраженных взлетов. Тропа начинает забирать вверх по борту долины. За день прошли 20 ходок (по 10-15 минут).
 
Встали на ночлег в 20-00, не дойдя по прямой 2,5 км до перевала.
Встали лагерем на сухом месте, около тропы. Вокруг – болота.
 
Подъем на перевал пологий, по лугам (Фото 8), болотцам, небольшим зарослям ивы (Фото 9).  Сам перевал (2002) плоский и травянистый, есть тур. Тропа на всем протяжении хорошая и ярко выраженная.
 
Утром выходим в 10 часов. В 12 – мы на перевале. Очень красиво. Начинаем спуск с перевала. (Фото 10) Спуск хороший в долину Хатаги, затем брод через реку. После брода тропа забирается на невысокую террасу и раздваивается. По описанию, нижняя тропа менее хорошая, она идет над рекой, спускается к ней, вновь вылезает наверх и соединяется с верхней. Вторая тропа все время идет поверху. Идем нижней тропой. Совсем близко видна долина Уды (она течет под острым углом к Хатаге). За Удой видны огромные горы: много скальных массивов, разделенных крупными распадками.
 
Тропа местами заболочена. Бродит с левого берега на правый. Затем тропа выходит к Хатаге. К Уде пришли около 9 вечера. Итого - мы прошли пешую часть с грузом за 3,5 дня.
 
 
 
 
 
 
 
::Другие материалы по теме::
    ПЕШЕХОДНЫЕ МАРШРУТЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
    ВОДНЫЕ МАРШРУТЫ
 
 
 
 
 
    ЗИМНИЕ  ПУТЕШЕСТВИЯ
 
    СМЕШАННЫЕ МАРШРУТЫ
 
 
 
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                            
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru