ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Тофалары, небольшая тюркоязычная народность, традиционными занятиями которой являются оленеводство северного типа и охотничий промысел, проживают в Восточных Саянах на границе с Тувой и Красноярским краем на территории Нижнеудинского района Иркутской области России. В недавнем прошлом кочевники, сейчас они живут оседло в трёх посёлках: Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара. Самоназвание их - тофа (по-тофаларски: тоъфа). Свой язык, принадлежащий тюркской семье языков, они называют тоъфа тылы (дылы). До 1989 г. он не имел своей письменности и существовал только в устной форме. В 1989 г. для тофаларского языка была создана письменность и школьные учебники для первого класса. С 1990 г. началось официальное изучение тофаларского языка в тофаларских школах.
Численность тофаларов всегда была небольшой. Так, например, в 1959 г. их насчитывалось ок. 560 чел., в 1970 г. - 620 чел., а в 1989 г. - 722 чел. Однако, несмотря на свою малочисленность, этот мужественный народ, давно обживший суровые Саяны и успешно боровшийся с неласковой природой горной страны, создал свою уникальную неповторимую культуру, как материальную, так и духовную, которая сейчас возрождается. Одной из частей его духовной культуры является фольклор, устное народное творчество. Передаваясь от поколения к поколению, фольклор тофаларов оттачивался и совершенствовался, как и фольклор любого народа. Бытуя только в устной форме, тофаларский фольклор долгое время был неизвестен не только широкой общественности, но и учёным. Первыми записями, познакомившими читателя с образцами устного народного творчества тофаларов, были материалы, собранные в 1890 г. известным тюркологом прошлого столетия Николаем Федоровичем Катановым, который весной указанного года объехал кочевья тофаларов и записывал фольклорные произведения непосредственно из уст народа. Его уникальнейшие записи фольклора не только тофаларов (карагасов, как тогда их называли), но и многих других сибирских тюркских народов были опубликованы другим всемирно известным ученым тюркологом В.В.Радловым в книге: "Образцы народной литературы тюркских племён. Часть 9. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов.- Тексты, собранные и переведённые Н.Ф. Кятановым. Тексты." - СПб., 1907. Переводы изданы отдельным томом в том же году.
Поскольку записи Н.Ф.Катанова производились в прошлом столетии, необходимо было произвести их уточнение и перезапись, чтобы выявить, насколько изменился за прошедшее время тофаларский язык. В процессе этой перезаписи и уточнения переводов было нами записано множество фольклорных произведений, не зафиксированных Н.Ф.Катановым. Отдельные произведения и сюжеты не забыты с того времени и по сей день. Скопившийся в процессе наших записей тофаларского языка и произведений устного народного творчества материал лёг в основу данного сборника. В него были также включены отдельные наилучшие произведения, записанные в разное время А.К.Стояновым (1975 и 1976 гг., его материал был расшифрован и переведён нами) и опубликованные им в работе: А.Стоянов. Тофаларские народные песни. - Иркутск, 1980. Работа им выполнялась по заданию Иркутского областного центра народного творчества и досуга (Ирк. ОЦНТиД). В этом же центре производились также записи песен в тофаларских посёлках В.Н. Старжевской и Н.К.Шадриной. Записи хранятся в Ирк.ОЦНТиД. Лучшие из этих записей, расшифрованные нами, тоже вошли в данный сборник. Таким образом, предлагающийся вниманию читателя сборник тофаларского фольклора содержит лучшие образцы разных жанров устного творчества тофаларского народа.
Пользуясь случаем, приносим глубокую благодарность всем тофам, которые помогли записать и понять их фольклор.
Профессор В.И.Рассадин