Задачи дальнейшего исследования туземцев Сибири и метод обследования целых народностей.
Задачи дальнейшего изучения туземцев Сибири всецело обуславливаются тем огромным сдвигом, который произошел в гуманитарных науках в связи с революцией.
Если в начале новые идеи стремительным потоком хлынули в застывшие формы научной мысли, если в начале многое бралось «на веру», если метод марксистского исследования часто принимался, как непреложная догма, то теперь, к 10-й годовщине Октября, в каждой науке мы можем себе дать ясный отчет о сущности того сдвига, который произвело широкое применение метода исторического материализма. В частности, этнография, как наука, занимающаяся изучением первобытной культуры ныне живущих народов, а применительно к нашей теме туземцев Сибири, может сейчас подвести некоторые итоги проделанной эволюции.
Кратко резюмируя их, мы придем к следующему положению: в настоя-щее время мы не можем, как раньше, изучать отдельные главы этнографии — культ, фольклор, жилище и т. д., как нечто самодовлеющее, стоящее вне причинной связи относительно других составных частей культуры первобытных народов. Все этнографические явления мы изучаем в строго выдержанной последовательности, исходящей из причинной связи явлений: материальную культуру, как функцию физико-географических и других условий страны, социальный строй народа, как функцию его хозяйства, культ, как производное материальной культуры и социального устройства и, наконец, фольклор, как последнюю надстройку над всем предыдущим. Это исходное положение определенно указывает, что с материальной культуры мы должны начинать изучение всех народов.
Возвращаясь к туземным племенам Сибири, мы можем констатировать очень слабую их изученность вообще, а особенно их материального быта и, в частности, хозяйства. Обе эти предпосылки позволяют мне определенно наметить ближайшей задачей дальнейшего изучения туземцев — изучение их материальной культуры и, главным образом, хозяйства.
Но и политические соображения убеждают нас в том же. Нашим туземцам предстоит кардинальная ломка их хозяйственных основ. Незачем доказывать, что при переустройстве страны не могут сами удержаться отжи-вающие формы древнего быта. Ведь не собираемся мы создавать охраняемые «парки», где в искусственно-консервированном состоянии будут жить наши туземцы. Наоборот, Комитет Севера строит культбазы, организует туземные охотхозяйства, выдвигается и создается туземный актив, словом, применяются искусственные меры к ускоренному переходу туземцев к новому быту. Эта своеобразная индустриализация наших туземцев — опыт, крайне опысный(1).