Кизир-сплав 2009. Кинзелюкский водопад. Восточный Саян.

  

||

  Пешка, плюс сплав 2009
  

||

  Маршруты по Тофаларии
 
Свой кошмар всегда лучше чужой гениальности
 
 
.........................................................................................................................................................................

В ГОРАХ


ВОСТОЧНОГО САЯНА
2009
 
Артур Миханев                                                                         kr-kraeved@yandex.ru
 
ДОРОГА ЖДЁТ СИЛЬНЫХ
 
 

Кизир стал той дорогой, которая сама позвала меня.

Проезжая на поезде, сплавляясь от устья Нички и Шинды, я видел уходящие вдаль синие горы и думал: а что за ними?
Так и появилось желание пройти Кизир от его верховьев. Я буквально заболел дорогой. Уже за полгода стал покупать снаряжение, продукты, распечатывать карты, искать попутчиков… И буквально все сложилось в мою пользу: и стоимость заброски, и попутчики, и погода…
 
День первый
 
Мы стартовали от Кордово на двух лодках. На одной – мы, красноярцы, а на другой – известный многим москвич Михаил Иванович Кутузов со своей женой и попутчиком из Зеленогорска.  Они планировали дойти до Четвертого порога и, объединившись там с ребятами-альпинистами, попытаться взойти на Фигуристый белок. Если кто не знает – этот младший собрат Грандиозного до сих пор не покорился восходителям…
Кизир встретил нас большой водой. Он буквально распирал берега, и лодки натужно шли против течения со скоростью около 12 км/ч. Для сравнения – в прошлом году группа Е. Теличко, стартовав в 12.00, уже в 15.00 следующего дня была на месте. Мы же, отправившись в путь в половине восьмого утра, прибыли на устье Кинзелюка только в шесть вечера…
Однако причиной тому стало не только сильное течение. На Первом пороге раскрылась тайна неожиданного снижения цены заброски (с 18 000 до 15 000 рублей). Оказывается, нам пришлось обтаскивать через порог лодку. Честно говоря, я даже рад такому обстоятельству – хоть немного хотелось испытать, что ощущали на волоке наши прадеды. Что же – испытал в полной мере! Ведь помимо лодки нужно было перетаскать и все наши вещи, и бензин – и все это по жаре, постоянно отбиваясь от бесчисленных оводов.
После Первого порога пейзаж стал понемногу меняться. На горизонте выросли каменные вершины гольца Козя. Но очень скоро стало не до красот – мы вошли в Семеновскую шиверу. Валы становились все круче и все жестче били они о днище, осыпая нас холодными брызгами…
В какое-то мгновение раздался столь сильный удар, что всех окатило водой, а лодка неподвижно застыла на месте. 40-сильный «Дохатсу» сотрясал ее мелкой дрожью, но мы не продвигались вперед ни на сантиметр.
    – …лять, на камень несет!! – раздался чей-то отчаянный вскрик.
И точно – байду неотвратимо клонило к кипящему слева валуну.
– На корму! Ко мне! – закричал перевозчик.
Мы бросились к нему под ноги. Нос лодки задрался, и она потихоньку, буквально по сантиметру стала пробиваться вперед. Еще, еще – и вот, наконец, участок более спокойной воды…
Второй и третий участок шиверы – «Борону» и «Баню» – лодки проходили уже без пассажиров (они пробирались вверх по левому берегу). Лишь я попросился с видеокамерой к одному из перевозчиков. Таким я и запомнил Кизир – бешенным, неистовым, летящим – лишь потом, узнав, что столь высокой воды местные давно не припомнят…
Однако вот и мрачные скалы «Бани» остались позади. Мы собрали всех попутчиков и отправились дальше. Вскоре дошли до Второго порога – «Зайки», как называют его местные. Здесь лодки вновь пришлось освободить – благо, что по правому берегу есть хорошая тропа для обхода. Солнце уже клонилось к закату, когда мы стартовали от Второго порога. Спустя десять километров передовая лодка резко свернула к берегу – нас ждал ночлег в избе.
…И налита водка, и сало торопливо порезано, и возбужденно скачет разговор  о Семеновской шивере… В один из моментов я спросил перевозчиков: а почему вы нас не инструктируете? Почему не объясняете, как вести себя в критической ситуации? Тем более, как выяснилось по их рассказам, в Семеновской шивере их хватает – вплоть до отказа мотора и разворота лодки вдоль валов…
 
Лодка на волоке  Первого порога ждет обноса
Панорама Первого порога
Впереди – голец Козя
Вблизи гольца Козя
День второй
 
Что же – подробную инструкцию мы получили на следующий день.
Третий порог. Именно здесь погибли девушки-студентки и сопровождавший их участковый. Едва лодка тронулась, как заглох новый японский мотор, и всех затащило в порог. Спастись удалось только перевозчику – говорят, он успел уцепиться за пустую канистру. Хотя, много чего говорят про тот случай: и про снятые спасжилеты, и про лодку, которую нельзя покидать вплоть до последнего момента…
В общем, мы оттащили нашу байду подальше от порога, дождались, пока мотор прогреется, и осторожно двинулись вдоль берега – все время готовые схватить весла и грести к берегу. Но неужели для таких разумных мер предосторожности обязательно нужна гибель людей?
…Места кругом становились все живописнее. Вскоре на горизонте выросла громада Фигуристого белка. По прямой до конечного пункта оставалось не так много – но тут Кизир начал петлять в мелких протоках. Берега их завалены наносником, под водой темнеют поторчины и топляки – поэтому скорость передвижения резко упала. Однако все когда-нибудь кончается – и вот, миновав устье Кинзелюка, мы пристаем у базовой избы.
 
Подходим к Третьему порогу
Третий порог
Третий порог – вид снизу
Жарки на Третьем пороге. Июль
Впереди выросла громада Фигуристого белка
Снежник на Фигуристом белке (ледник Стальнова находится за гребнем)
Начало пешки
 
Рано утром мы отправились к цели нашего путешествия – Кинзелюкскому водопаду. Тропа то появлялась, то исчезала, пока, наконец, совсем не пропала. Начинался бурелом… Через пять километров после старта я выдохся и сказал ребятам, что пойду дальше один – своим темпом.
Этот темп очень быстро скатился до стометровых переходов и безнадежных отдыхов – с мокрой спиной, колотящимся сердцем и сбитым дыханием. А потом – снова бросок – хотя можно ли так назвать продвижение со скоростью километр в час?
Нельзя описать тайгу – нужно ее почувствовать. Нужно самому перелазить через замшелые бревна, поскальзываться на пихтовой коре, продираться через ольшаник… Нужно устать от душного высокотравья. Нужно стереть ступни на косогорах…
Последнее мне удалось блестяще. Невзирая на вовремя наложенный пластырь и тугую бинтовку, ноги я не спас. Мало того, что вспухли мозоли – напрочь онемели передавленные большие пальцы. Виной тому, конечно же, был и вес рюкзака – совсем не просто идти по бурелому, когда за спиной 35 килограмм…
Поэтому сначала я выбросил точило. Потом – термос. В первую же ночевку выпил коньяк, припасенный «на крайний случай» – ведь даже эти триста грамм были для меня весом…
В первый день я шел до 22.30. А все потому, что ошибся в чтении карты – и упорно, до изнеможения стремился достичь избушки у 2-й Белой. Лишь когда кругом совсем стемнело, понял, что пора вставать на ночлег. Ноги горели, ныло стертое плечо, болела спина – и все никак не могло успокоиться, не давало заснуть сердце…
 
Каньон «Щеки» в нижнем течении Кинзелюка
Конец пешки
 
Вот почему утром я сознательно встал поздно – чуть ли не в 10.00. Первым делом перебинтовал ноги, не торопясь позавтракал, собрал лагерь – и двинулся в путь. Спустя час мой темп вновь скатился до вымученных «стометровок». И вот в какой-то момент, миновав устье 2-й Белой, я остановился на пригорке и понял, что дальше не пойду.
Почему же я так быстро сдох? Не знаю. Вообще-то я стайер (мой рекорд – 37 км с рюкзаком за плечами, правда, по нормальной дороге). Когда было необходимо, я за ночь налегке проходил без отдыха 45 км. В беге я осиливаю дистанцию в 12 км…
Более того – за два месяца до похода я начал целенаправленно тренироваться: велотренажер, бассейн, качалка (и даже на пятый этаж домой поднимался строго без лифта). А за неделю до похода я несколько раз в полном снаряжении штурмовал свою девятиэтажку:  по лестнице до чердака – и обратно; до чердака – и обратно…
Я решил вернуться. И теперь все благоволило мне: тут же подвернулась удобная полянка, где я облегчил рюкзак. Тропинка сама стелилась под ноги, затески подмигивали сквозь чащу, на переправах лежали удобные бревна и даже гнус не поспевал за моим стремительным движением обратно! Тогда я еще не знал, чем заплачу за такую скорость…
К вечеру я вышел из тайги – честно говоря, буквально «на бровях». Особенно выматывало отсутствие ориентиров – вроде бы по карте ты давно должен быть у Кизира – а его все нет и нет… Пока наконец на мой отчаянный мысленный вопль – «Ну, хоть какой-нибудь знак!» – впереди не послышался едва уловимый плеск…
 
 
 
Сплав
 
С тех самых пор, как мы миновали Семеновские шиверы, меня преследовал навязчивый страх «Бани». Я даже ругался на себя: мол, поход только начался – пока ты бродишь, вода спадет и все будет нормально! Но страх не ушел, а темным предчувствием уполз на дно души…
Я стартовал в 12.30. Течение в протоках было сильным, условия прохождения из-за топляков и поторчин – довольно сложными. Так что тут было не до раздумий – знай, гляди вперед, да работай веслом!
А вот потом кривляки кончились и течение застыло аж до самой Абакумихи. Начался «галерный» участок, где приходилось все время подгребать. Но напрягаться больше не хотелось – и увидев в 19.00 слева избушку, я решил причалить. Не торопясь набрал дров, сварил хороший ужин, полечил себя кремами и мазями – и лег спать…
Утро выдалось серым. И туман подготовил немало неприятных сюрпризов. Ведь в сыром воздухе звук многократно усиливается – и любой невинный перекатик своим грохотом заставлял осторожно ползти вдоль бережка, напряженно вглядываясь – что же там творится? А один раз туман поднялся буквально за минуту до сильнейшего прижима в правый берег – и я едва сумел отгрести от скальной стенки. В общем, проходить в тумане опасные места категорически нельзя.
Тем временем приближался Третий порог. Его хорошо определять по характерному скосу большой горы справа. Ну, а вскоре и мощный грохот дал понять, что за поворотом бушует настоящая сила… Вовремя прижавшись к левому берегу, я сплавился к порогу до максимально безопасного расстояния, пристал, разгрузился и начал обнос.
В тот день я буквально два километра не дошел до Второго порога. Увидел возле избушки катамаран ребят из нашей группы и решил ночевать вместе со всеми. Оказывается, они тоже не сумели одолеть путь до водопада и повернули назад чуть раньше меня. Теперь же, никуда не торопясь, они сплавлялись, полавливая рыбку…
Внутренне я был очень рад нашей встрече. Дело в том, что я… потерял спасжилет. Его просто выдрало из рюкзака сучьями, когда я спешил вдоль Кинзелюка обратно к базе. А я так летел, что даже и не заметил…
Была у меня мысль прочно обвязать скотчем вокруг тела пустые пластиковые бутылки. Я этого не сделал – но вовсе не из-за безрассудства или надежды на «авось». В общем, были на то свои внутренние причины. Зато я решил одеть на себя как можно больше одежды – знал, что первые минуты это неплохо помогает держаться на воде. И еще – я решил обязательно предупредить ребят, что иду без спасжилета. Но не успел…
В общем, был солнечный день, когда я обнес Второй порог, снял на видео прохождение катамарана и стал готовится к «Бане». До нее от порога 15 километров, и уже через час я догнал ребят. Но тут течение усилилось, берега сжались, и далекий кат впереди заплясал на белых бурунах… Шиверу ни с чем нельзя спутать – и я поглубже уселся на дно лодки для устойчивости. Своей цели я добился, но одновременно потерял возможность заранее высмотреть, что творится на реке.
Именно так мою лодку вынесло на неприметный бурун, который оказался пенной «шапкой», кипевшей на вершине большого камня. Лодка на секунду застыла… затем рухнула вниз… и через мгновение поток одним ударом перевернул ее вверх днищем. Следующим ударом меня загнало на дно, и я с ужасом почувствовал, как вокруг ноги обмоталась чалка. Дерг, дерг! – и поток выносит меня на поверхность. Краем глаза замечаю, что лодку крутит в бочке – значит плыть к ней бесполезно. Начинаю грести к берегу – но многослойная одежда, держащая меня на плаву, не дает двинуть ни рукой, ни ногой. Я начинаю тонуть и держусь на поверхности каким-то чудом, видя как медленно – как медленно! – течение несет меня к катамарану. Дима и Витя  гребут изо всех сил, лишь бы оставаться на месте – и такими бесконечно долгими метрами становятся для меня эти мгновения, когда я то, скрываясь под водой, то выныривая, приближаюсь к катамарану…
Я доплыл до него не благодаря, а вопреки законам физики. И отчаянная борьба за жизнь – здесь тоже не решающий фактор. Меня спасло другое – и пусть каждый сам решит для себя, что именно.
 
 
 
Домой
 
Оставшийся участок шиверы я прошел на катамаране ребят. Впереди показался Первый порог, и мы причалили к правому берегу. Невзирая на будний день, я чувствовал, что меня кто-то подберет на моторке. Так и оказалось – буквально через полчаса лодка стремительно несла меня к Журавлево. Вот мелькнули справа устья Нички и Шинды… вот остались позади синие горы… вот появились уже первые дома… я иду к станции… слышен далекий гудок… баюкают-стучат вагонные колеса… и я выхожу на перрон в Красноярске.
Закончилось мое путешествие, закончилась моя карьера туриста-одиночки. Но осталась неизбывная тяга в голубую даль – к синим горам, утренним туманам и плеску реки. Судьба подарила мне жизнь – наверное, для того, чтобы я острее почувствовал, как она нужна моим близким…
 
Саянские туманы…
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                           
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru